Человек в обществе

Человек в обществе

Человек в обществе играет важную роль – на его функционале строится государство. Изучение роли человека в общества начинается в программе 7 класса. Ученикам предлагается рассмотреть подходы к социальному разделению на группы, причины, которые приводят к образованию классов.

Деление на классы

Обществознание предлагает различные классификации социальных групп, формирующихся в обществе. От социального устройства зависит процесс деления. Классы – признак индустриального государства. Деление на классы людей в современном обществе отличается от предыдущих эпох. В СССР деление распределяло людей на 2 класса:

  • рабочий;
  • управляющий.

Теория о делении разработана и предложена К. Марксом. Он давал следующее определение классу: «Группа людей, которые участвуют в общественном производстве в определенный период истории».

Сословное деление

Общество до индустриального периода предлагало делить людей на сословия, основанные на происхождении и статусе семьи, фамилии. Сословия были основой социальных неравенств. Законы общества не позволяли изменить положение сословия. На Руси были следующие виды таких социальных групп:

  • духовенство;
  • дворянство;
  • купечество;
  • бояре;
  • крестьяне;
  • рабы.

Социальная мобильность в данный период не существовала и была под строгим запретом. Случаи смены сословия были единичны, их описывали исторические источники как нарушения, исключения и невероятности.

Современный мир перешел на деление по профессиональной принадлежности: педагог, врач, инженер и т.д. Деление на классы стало носить социально-дифференцированный характер. Законы перестали запрещать мобильность, наоборот, это приветствуется и развивается. Все стало зависеть от желания, знаний и стремлений человека.

В идеальных условиях обществознание учит, что человек может достичь любых высот, оказаться на самых высоких ступенях социальной градации общества.

Межличностные отношения

В процессе разделения на группы человек вступает в отношения. Их называют межличностными. Это особая связь человека (индивида, личности) с окружающим миром. Это духовный контакт на уровне восприятие вещей, представителей живого мира и людей. Какие типы отношений возникают в ходе общения:

  • деловые;
  • личные;
  • приятельские;
  • товарищеские;
  • семейные.

Межличностные отношения отличаются от других тем, что они двухсторонние. Чувства людей обязательно обоюдны. На какие группы делят отношения:

  • сближающие, положительные;
  • разъединяющие, негативные.

Одни чувства направлены на взаимопомощь, другие мешают людям.

Интересно, что одно и то же отношение может привести к разным последствиям: симпатии и антипатии, все зависит от психологических особенностей конкретного человека.

Виды отношений между людьми

Ученые изучили все многообразие возникающих межличностных связей. В школе начинают с азов, первых понятий философии общения. Они будут сопровождать ребенка всю жизнь, преобразуясь и развиваясь, но суть останется неизменной.

  • Знакомства. В круг таких связей входит большое количество людей, они не связаны обязательствами, среди знакомых возникают разные чувства: приятные и нет.
  • Приятельские. Отношения ближе простого знакомства. Здесь начинает появляться симпатия, желание общаться и делиться своими мыслями.
  • Товарищеские. Деловые связи объединяют группу товарищей по целям, материальному положению, интересам.
  • Дружеские. Настоящая дружба длится всю жизнь, друзей не бывает много. Чаще – один или два. У дружбы возникают свои законы и правила: взаимопомощь, поддержка, доверие. Учебник 7 класс предлагает изучить понятие «дружба» на примере отношений лицеистов.

Дружба нужна человеку, она символизирует истинность чувств, основу жизни, это своеобразный фундамент межличностных отношений.

Заключение

Что мы изучили?

Курс обществознания предлагает разобраться, на какие группы делится общество. Рассмотреть особенности эволюции отношений между людьми. Важной частью является понимание сути отношений. Какие связи могут стать просто знакомством, а что продлиться всю сознательную жизнь.

Оценка доклада

А какая ваша оценка?

закрыть