Характеристика главного героя (Уроки французского)

Характеристика главного героя (Уроки французского)

Главным героем рассказа В. Распутина «Уроки французского» является одиннадцатилетний деревенский мальчик, которому после переезда в райцентр и поступления в новую школу пришлось быстро повзрослеть и научиться самостоятельно решать бытовые проблемы. Характеристика главного героя позволяет понять, с какими невзгодами сталкивались дети в тяжёлые послевоенные годы. Мальчик жил в нищете, постоянно недоедал, однако он с честью переносил все трудности ради своей цели — получить достойное образование.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — не указано.

Возраст — 11 лет.

Род занятий — школьник.

Семья — мать, младшие брат и сестра.

Социальное положение — крестьянин.

Происхождение — родом из бедной семьи колхозников.

Воспитание — в семье его воспитали честным и порядочным человеком.

Образование — окончил начальную деревенскую школу, поступил в 5 класс городской школы.

Внешность — худой от постоянного недоедания 11-летний мальчик, одетый в старую, поношенную одежду.

Характер — мужественный, настойчивый, терпеливый, ответственный, целеустремлённый, робкий, стеснительный, справедливый, скромный, замкнутый, упрямый, добросовестный, гордый.

Положительные черты — умный, смышлёный, старательный, ответственный, добросовестный, настойчивый, целеустремлённый, терпеливый, смелый, с чувством собственного достоинства.

Отрицательные черты — излишне робкий, стеснительный, замкнутый, упрямый.

Произведение — «Уроки французского».

Автор — Валентин Распутин.

Цитатная характеристика

Описание образа главного героя с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет героя основан на том, что он является 11-летним мальчиком, учеником 5 класса.

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Так, в одиннадцать лет…»

У главного героя большая семья. Он старший из троих детей, которых в одиночку воспитывает мать. У него есть младшие сестра и брат. Отец, по всей видимости, погиб на фронте.

«…а нас у матери было трое, я самый старший».

«…отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой…»

«Жили мы без отца…»

События происходят в послевоенные годы (в 1948 году), когда в стране был дефицит продуктов, жизнь была очень тяжёлой, многие люди голодали, в том числе и герой произведения.

«Голод в тот год еще не отпустил…»
«Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде».

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда».

Семья героя очень бедная, и у его матери совсем нет свободных денег.

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться?»

Семья мальчика живёт в деревне, он вынужден переехать в районный центр, чтобы продолжить образование.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее…»

С 11 лет герой начал самостоятельную жизнь, вдали от семьи.

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь».

Мальчик стал первым из деревни, кто после окончания начальной школы продолжил свое образование.

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

От постоянного недоедания у героя развивается малокровие (анемия), которое сопровождается сильной слабостью.

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова».

Когда Лидия Михайловна, учительница французского языка и классный руководитель главного героя, узнаёт, что мальчик играет на деньги, она решает дополнительно заниматься с ним французским языком.

«Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех».

Внешность

Портретная характеристика главного героя основана на том, что он является очень худеньким, слабым мальчиком, который постоянно недоедает.

«Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня».

«…я постоянно недоедал…»

«…тощий диковатый мальчишка…».

Внешний вид героя не отличается опрятностью, поскольку он живёт вдали от матери.

«…неопрятный без матери…»

Семья мальчика была очень бедной, и он был вынужден носить старую, не по росту одежду.

«…в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах…»

«…я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко…»

Герой носит чирки — кожаную обувь с невысоким голенищем, которая внешне напоминает галоши. Он очень стыдится своей обувки, которая красноречиво говорит его нищете.

«Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги».

Черты характера и поступки

Главный герой — умный, толковый мальчик, который очень любит учиться.

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием…»

«— Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет».

«Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик любит читать и выдумывать разные истории.

«…перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя».

В родной деревне герой считается одним из самых грамотных, и его часто просят написать или прочесть письма.

«… в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма…»

«Меня выделяли из деревенской ребятни…»

Мальчик имеет славу везунчика, и к нему часто обращаются с просьбой разобраться в облигациях, чтобы получить денежный выигрыш.

«Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».

За свою помощь односельчанам мальчик получал вознаграждение в виде еды, которая особенно ценилась в те голодные годы.

«Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне».
«…даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство».

Главный герой, несмотря на свой юный возраст, очень ответственный и исполнительный человек.

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел».
«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок…»

«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».

Мальчик блестяще учится, и единственным предметом, который трудно ему даётся, является французский язык.

«…поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».

Герою очень тяжело жить одному, вдали от семьи, и каждый день он тоскует о родном доме.

«…едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой».

«…от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний…»

У мальчика хорошо развита сила воли и ответственность за свои поступки. Однажды у него сдали нервы от долгой разлуки с родными, и он захотел вернуться домой. Однако быстро взял себя в руки, потому что понял, что такого шанса изменить свою жизнь у него больше не будет.

«При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.
— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.
Я опомнился и убежал».

Главный герой обладает замкнутым, робким и диковатым характером.

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«посмеивается над моей диковатостью…»

«Все еще, конечно, стеснялся, забивался в угол…».

При всей своей робости герой обладает большим упрямством и непреклонностью.

«Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых».

У героя есть честолюбие, он хочет быть впереди других.

«Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли

На новом месте герою не удаётся завести друзей, хотя в родной деревне у него было много приятелей.

«…ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много».

Живя вдали от семьи, мальчик постоянно недоедает из-за того, что хозяйка тайком таскает его продукты. Однако он не хочет жаловаться матери, чтобы не расстраивать её.

«К тому же еще я постоянно недоедал… еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало… Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает… Кто потаскивал… — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить».

«…я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

«Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны».

Мальчик отчаянно пытается самостоятельно раздобыть хоть какую-то еду, но всё безрезультатно.

«Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля».
«Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил…»
«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу».
«Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку».

Чтобы заработать денег на еду, герой начинает играть в «чику» — игру на деньги, которая была очень популярна среди школьников.

«— Ты в «чику» играть не боишься?
— В какую «чику»? — не понял я.
— Игра такая. На деньги».

Главный герой — очень сноровистый, ловкий мальчик.

«…я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти. Бросал и сверху, из-за плеча, и снизу, навешивая камень над целью. Так что кой-какая сноровка у меня была».

Герой — очень настойчивый и целеустремлённый человек, который будет работать до тех пор, пока не получит нужный результат.

«По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело. Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься».

Главный герой способен контролировать свои поступки, он не поддаётся азарту во время игры и преследует лишь одну цель — заработать деньги на молоко.

«А я выигрывал. Я стал выигрывать постоянно, каждый день. У меня был свой расчет…»

«Теперь у меня появились деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока… обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше».

Когда герою удалось освоить игру в «чику», он потерял бдительность и стал выигрывать больше денег. В итоге он привлёк к себе внимание и получил горький урок — никто не любит выскочек.

«Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу».
«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».

Мальчик готов до последнего отстаивать правду, даже зная, что за этим последует расплата. Когда он стал жертвой жульничества семиклассника Вадика, он не побоялся открыто сказать об этом, за что был жестоко избит.

«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так со мной? Что я им сделал?
— Давай сюда! — потребовал Вадик.
— Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел.
— Ну-ка, повтори, — надвигаясь на меня, попросил он.
— Ты перевернул ее, — уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует».

Герой понимает, что за игру на деньги его могут выгнать из школы, и это станет для него самым страшным наказанием. Он привык доводить дело до конца, и исключение из школы станет для него большим позором.

«Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».

Дополнительные занятия с Лидией Михайловной становятся для робкого мальчика настоящей пыткой.

«Я шел туда как на пытку… в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился — меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова».

Когда герой получает анонимную посылку с продуктами и понимает, что это сделала Лидия Михайловна, в нём просыпается гордость, и он возвращает посылку учительнице.

«— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка».

Герой — очень старательный мальчик, и благодаря настойчивости Лидии Михайловны ему удаётся одолеть столь нелюбимый им французский язык.

«Она, видимо, решила: ну что ж, французский так французский. Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь».

«…самое главное я усвоил, язык мой отмяк и зашевелился».

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие».

Чтобы дать возможность мальчику иметь карманные деньги и покупать на них еду, Лидия Михайловна уговаривает его сыграть в «замеряшки» — игру на деньги.

«У нас появился другой интерес… мы не мешкая переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к «замеряшкам», разобрался во всех секретах…»

«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба».

Когда директор узнает об этой игре между учительницей и учеником, он увольняет Лидию Михайловну. Та уезжает на Кубань и вскоре присылает мальчику посылку с яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Воспитание

Живя в колхозе, герой мог рассчитывать только на начальную школу, но, обладая большим умом, сообразительностью и тягой к знаниям, он стал первым из родной деревни, кто поступил в пятый класс городской школы.

«…у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр».

«И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый».

Герой — старательный мальчик, учится на одни пятерки, за исключением лишь одного предмета — французского языка.

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

Характеристика главного героя другими героями

Лидия Михайловна

Учительница главного героя понимает, насколько умным и способным мальчиком он является.

«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Подробная характеристика Лидии Михайловны.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику героя вместе!

Биография

Главный герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, который живёт в колхозе вместе со своей матерью и младшими братом и сестрой. Семья живёт очень бедно, потому что мать вынуждена в одиночку воспитывать троих детей в тяжёлые послевоенные годы. Отец, скорее всего, погиб на фронте.

Мальчик хорошо учился, тянулся к знаниям и в родной деревне имел славу грамотея. Он читал и писал письма по просьбе старушек, помогал односельчанам разбираться с облигациями. Когда кто-то благодаря ему узнавал о выигрыше, мальчик получал вознаграждение.

Когда мальчик окончил начальную школу в деревне, было решено отправить его в школу в райцентре, чтобы он и дальше учился. Его мать договорилась, что он будет снимать комнату у её знакомой. Так герой стал первым из родной деревни, кто смог продолжить образование.

На новом месте герою пришлось тяжело. Он постоянно недоедал, поскольку половину еды, которую передавала ему мать, тайком таскала хозяйка квартиры и её дети. У мальчика не было друзей, и он очень тосковал по дому.

Однажды герой узнал о популярной среди учеников игре на деньги под названием «чика». Разобравшись в правилах, мальчик стал играть, преследуя одну цель — заработать рубль на банку молока. На успехи героя обратил внимание семиклассник Вадик и его приятель по прозвищу Птаха. Они избили героя и запретили играть с ними.

О случившемся узнала Лидия Михайловна — классный руководитель и учитель французского языка. Она решила дополнительно заниматься с героем, у которого были проблемы с произношением французских слов. Лидия Михайловна пыталась подкормить вечно голодного мальчика, но тот сопротивлялся. Тогда она предложила ему играть на деньги и часто поддавалась во время игры, чтобы у её ученика появились деньги на еду.

Об игре на деньги между учителем и учеником стало известно директору, и он тотчас уволил Лидию Михайловну, которая взяла всю вину на себя. Она уехала, а спустя время прислала мальчику посылку с яблоками, которые раньше он видел только на картинке.

Образ главного героя

С самого начала произведения главный герой предстаёт умным и способным мальчиком, который с большим удовольствием учится в школе. Односельчане выделяют его среди других деревенских ребят за смышлёность и нередко прибегают к его помощи.

Желание учиться дальше вынуждает 11-летнего мальчика покинуть отчий дом и жить самостоятельно среди чужих людей. Для ребёнка это является серьёзным испытанием на прочность, но он достойно проходит его. Будучи на редкость ответственным, он понимает, что нужно терпеть все неудобства, чтобы получить заветное образование, стать грамотным и образованным человеком.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских -

Главные герои «Уроки французского»

Вывод

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» в образе мальчика автор воплотил всех детей, чьё детство пришлось на суровые послевоенные годы. Многим из них выпала тяжёлая судьба, однако трудности лишь закаляли характер, делали сильнее и настойчивее в достижении поставленной цели.

Роль героя автор видит в том, чтобы доказать: никакие трудности не способны стать преградой на пути к мечте. Характеристика главного героя с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 6 классе, кратко написать доклад или сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Сколько лет главному герою?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Sofiko Shark
    9/10
  • Илья Арьков
    6/10
закрыть