(очнувшись). Кто здесь? Соня, ты?
. Это я.
. Ты, Леночка… Невыносимая боль!
(Кутает ему ноги.) Я, Александр, затворю окно.
. У тебя плед упал на пол.. Нет, мне душно… Я сейчас задремал, и мне снилось, будто у меня левая нога чужая. Проснулся от мучительной боли. Нет, это не подагра, скорей ревматизм. Который теперь час?
. Двадцать минут первого.
. Утром поищи в библиотеке Батюшкова. Кажется, он есть у нас.
. А?
. Поищи утром Батюшкова. Помнится, он был у нас. Но отчего мне так тяжело дышать?
. Ты устал. Вторую ночь не спишь.
. Говорят, у Тургенева от подагры сделалась грудная жаба. Боюсь, как бы у меня не было. Проклятая, отвратительная старость. Черт бы ее побрал. Когда я постарел, я стал себе противен. Да и вам всем, должно быть, противно на меня смотреть.
. Ты говоришь о твоей старости таким тоном, как будто все мы виноваты, что ты стар.
. Тебе же первой я противен.
Конечно, ты права. Я не глуп и понимаю. Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Что ж? Разве я не понимаю? И конечно, глупо, что я до сих пор жив. Но погодите, скоро я освобожу вас всех. Недолго мне еще придется тянуть.
. Я изнемогаю… Бога ради молчи.
. Выходит так, что благодаря мне все изнемогли, скучают, губят свою молодость, один только я наслаждаюсь жизнью и доволен. Ну да, конечно!
. Замолчи! Ты меня замучил!
. Я всех замучил. Конечно.
(сквозь слезы). Невыносимо! Скажи, что ты хочешь от меня?
. Ничего.
. Ну, так замолчи. Я прошу.
. Странное дело, заговорит Иван Петрович или эта старая идиотка, Марья Васильевна,— и ничего, все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот,— но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?
. Никто не оспаривает у тебя твоих прав.
Ветер поднялся, я закрою окно. (Закрывает.) Сейчас будет дождь. Никто у тебя твоих прав не оспаривает.
. Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему кабинету, к аудитории, к почтенным товарищам — и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры… Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут — как в ссылке. Каждую минуту тосковать о прошлом, следить за успехами других, бояться смерти… Не могу! Нет сил! А тут еще не хотят простить мне моей старости!
. Погоди, имей терпение: через пять-шесть лет и я буду стара.
. Папа, ты сам приказал послать за доктором Астровым, а когда он приехал, ты отказываешься принять его. Это неделикатно. Только напрасно побеспокоили человека…
. На что мне твой Астров? Он столько же понимает в медицине, как я в астрономии.
. Не выписывать же сюда для твоей подагры целый медицинский факультет.
. С этим юродивым я и разговаривать не стану.
(Садится.) Мне все равно.
. Это как угодно.. Который теперь час?
. Первый.
. Душно… Соня, дай мне со стола капли!
(Подает капли.)
. Сейчас.(раздраженно). Ах, да не эти! Ни о чем нельзя попросить!
. Пожалуйста, не капризничай. Может быть, это некоторым и нравится, но меня избавь, сделай милость! Я этого не люблю. И мне некогда, мне нужно завтра рано вставать, у меня сенокос.
. На дворе гроза собирается.
Вона как! Hélène и Соня, идите спать, я пришел вас сменить.
(испуганно). Нет, нет! Не оставляйте меня с ним! Нет. Он меня заговорит!
. Но надо же дать им покой! Они уже другую ночь не спят.
. Пусть идут спать, но и ты уходи. Благодарю. Умоляю тебя. Во имя нашей прежней дружбы, не протестуй. После поговорим.
(с усмешкой). Прежней нашей дружбы… Прежней…
. Замолчи, дядя Ваня.
(жене). Дорогая моя, не оставляй меня с ним! Он меня заговорит.
. Это становится даже смешно.
. Ты бы ложилась, нянечка. Уже поздно.
. Самовар со стола не убран. Не очень-то ляжешь.
. Все не спят, изнемогают, один только я блаженствую.
(подходит к Серебрякову, нежно). Что, батюшка? Больно? У меня у самой ноги гудут, так и гудут. (Поправляет плед.) Это у вас давняя болезнь. Вера Петровна, покойница, Сонечкина мать, бывало, ночи не спит, убивается… Очень уж она вас любила…
Старые что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова я плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…
(растроганный). Пойдем, Марина.
(Ведет его вместе с Соней.) Вера Петровна, бывало, все убивается, все плачет… Ты, Сонюшка, тогда была еще мала, глупа… Иди, иди, батюшка…
. У самой-то у меня ноги так и гудут, так и гудут.. Я замучилась с ним. Едва на ногах стою.
. Вы с ним, а я с самим собою. Вот уже третью ночь не сплю.
. Неблагополучно в этом доме. Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мною вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать… Неблагополучно в этом доме.
. Оставим философию!
. Вы, Иван Петрович, образованны и умны и, кажется, должны бы понимать, что мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг… Ваше бы дело не ворчать, а мирить всех.
(Припадает к ее руке.)
. Сначала помирите меня с самим собою! Дорогая моя…(Отнимает руку.) Уходите!
. Оставьте!. Сейчас пройдет дождь, и все в природе освежится и легко вздохнет. Одного только меня не освежит гроза. Днем и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и моя любовь: куда мне их девать, что мне с ними делать? Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну.
(Хочет идти.) Спокойной ночи.
. Когда вы мне говорите о своей любви, я как-то тупею и не знаю, что говорить. Простите, я ничего не могу сказать вам.(загораживая ей дорогу). И если бы вы знали, как я страдаю от мысли, что рядом со мною в этом же доме гибнет другая жизнь — ваша! Чего вы ждете? Какая проклятая философия мешает вам? Поймите же, поймите…
(пристально смотрит на него). Иван Петрович, вы пьяны!
. Может быть, может быть…
. Где доктор?
. Он там… у меня ночует. Может быть, может быть… Все может быть!
. И сегодня пили? К чему это?
. Все-таки на жизнь похоже… Не мешайте мне, Hélène!
. Раньше вы никогда не пили и никогда вы так много не говорили… Идите спать! Мне с вами скучно.
(припадая к ее руке). Дорогая моя… чудная!
(с досадой). Оставьте меня. Это, наконец, противно. (Уходит.)
(один). Ушла…
Десять лет тому назад я встречал ее у покойной сестры. Тогда ей было семнадцать, а мне тридцать семь лет. Отчего я тогда не влюбился в нее и не сделал ей предложения? Ведь это было так возможно! И была бы она теперь моею женой… Да… Теперь оба мы проснулись бы от грозы; она испугалась бы грома, а я держал бы ее в своих объятиях и шептал: «Не бойся, я здесь». О, чудные мысли, как хорошо, я даже смеюсь… но, боже мой, мысли путаются в голове… Зачем я стар? Зачем она меня не понимает? Ее риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — все это мне глубоко ненавистно.
О, как я обманут! Я обожал этого профессора, этого жалкого подагрика, я работал на него, как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки; мы, точно кулаки, торговали постным маслом, горохом, творогом, сами недоедали куска, чтобы из грошей и копеек собирать тысячи и посылать ему. Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут… вижу — глупо обманут…
. Играй!
. Все спят-с!
. Играй!
(Войницкому.) Ты один здесь? Дам нет? (Подбоченясь, тихо поет.) «Ходи хата, ходи печь, хозяину негде лечь…» А меня гроза разбудила. Важный дождик. Который теперь час?
. А черт его знает.
. Мне как будто бы послышался голос Елены Андреевны.
. Сейчас она была здесь.
(Осматривает склянки на столе.) Лекарства. Каких только тут нет рецептов! И харьковские, и московские, и тульские… Всем городам надоел своею подагрой. Он болен или притворяется?
. Роскошная женщина.. Болен.
. Что ты сегодня такой печальный? Профессора жаль, что ли?
. Оставь меня.
. А то, может быть, в профессоршу влюблен?
. Она мой друг.
. Уже?
. Что значит это «уже»?
. Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг.
. Пошляческая философия.
(Телегину.) Вафля, играй!
. Как? Да… Надо сознаться,— становлюсь пошляком. Видишь, я и пьян. Обыкновенно, я напиваюсь так один раз в месяц. Когда бываю в таком состоянии, то становлюсь нахальным и наглым до крайности. Мне тогда всё нипочем! Я берусь за самые трудные операции и делаю их прекрасно; я рисую самые широкие планы будущего; в это время я уже не кажусь себе чудаком и верю, что приношу человечеству громадную пользу… громадную! И в это время у меня своя собственная философская система, и все вы, братцы, представляетесь мне такими букашками… микробами.. Дружочек, я рад бы для тебя всею душой, но пойми же — в доме спят!
. Играй!
Выпить бы надо. Пойдем, там, кажется, у нас еще коньяк остался. А как рассветет, ко мне поедем. Идёть? У меня есть фельдшер, который никогда не скажет «идет», а «идёть». Мошенник страшный. Так идёть? (Увидев входящую Соню.) Извините, я без галстука. (Быстро уходит; Телегин идет за ним.)
. А ты, дядя Ваня, опять напился с доктором. Подружились ясные соколы. Ну, тот уж всегда такой, а ты-то с чего? В твои годы это совсем не к лицу.
. Годы тут ни при чем. Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего.
(Испуганно.) Дядя, у тебя на глазах слезы!
. Сено у нас все скошено, идут каждый день дожди, все гниет, а ты занимаешься миражами. Ты совсем забросил хозяйство… Я работаю одна, совсем из сил выбилась…(Жадно целует ее руки и лицо.) Сестра моя… милая сестра моя… Где она теперь? Если бы она знала! Ах, если бы она знала!
. Какие слезы? Ничего нет… вздор… Ты сейчас взглянула на меня, как покойная твоя мать. Милая моя…. Что? Дядя, что знала?
(Уходит.)
. Тяжело, нехорошо… Ничего… После… Ничего… Я уйду…(стучит в дверь). Михаил Львович! Вы не спите? На минутку!
(за дверью). Сейчас! (Немного погодя входит: он уже в жилетке и галстуке.) Что прикажете?
. Сами вы пейте, если это вам не противно, но, умоляю, не давайте пить дяде. Ему вредно.
. Хорошо. Мы не будем больше пить.
Я сейчас уеду к себе. Решено и подписано. Пока запрягут, будет уже рассвет.
. Дождь идет. Погодите до утра.
. Гроза идет мимо, только краем захватит. Поеду. И, пожалуйста, больше не приглашайте меня к вашему отцу. Я ему говорю — подагра, а он — ревматизм; я прошу лежать, он сидит. А сегодня так и вовсе не стал говорить со мною.
(Ищет в буфете.) Хотите закусить?
. Избалован.. Пожалуй, дайте.
. Я люблю по ночам закусывать. В буфете, кажется, что-то есть. Он в жизни, говорят, имел большой успех у женщин, и его дамы избаловали. Вот берите сыр.
(Достает из буфета бутылку.) Можно? (Выпивает рюмку.) Здесь никого нет, и можно говорить прямо. Знаете, мне кажется, что в вашем доме я не выжил бы одного месяца, задохнулся бы в этом воздухе… Ваш отец, который весь ушел в свою подагру и в книги, дядя Ваня со своею хандрой, ваша бабушка, наконец, ваша мачеха…
. Я сегодня ничего не ел, только пил. У вашего отца тяжелый характер.. Что мачеха?
. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою.
Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго. Я не удовлетворен жизнью, как ваш дядя Ваня, и оба мы становимся брюзгами.
. А вы недовольны жизнью?
. Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю ее всеми силами моей души. А что касается моей собственной, личной жизни, то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю,— вам это известно,— как никто в уезде, судьба бьет меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду, не люблю людей… Давно уже никого не люблю.
. Никого?
(Хочет выпить.)
. Никого. Некоторую нежность я чувствую только к вашей няньке — по старой памяти. Мужики однообразны очень, неразвиты, грязно живут, а с интеллигенцией трудно ладить. Она утомляет. Все они, наши добрые знакомые, мелко мыслят, мелко чувствуют и не видят дальше своего носа — просто-напросто глупы. А те, которые поумнее и покрупнее, истеричны, заедены анализом, рефлексом… Эти ноют, ненавистничают, болезненно клевещут, подходят к человеку боком, смотрят на него искоса и решают: «О, это психопат!» или: «Это фразер!» А когда не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то говорят: «Это странный человек, странный!» Я люблю лес — это странно; я не ем мяса — это тоже странно. Непосредственного, чистого, свободного отношения к природе и к людям уже нет… Нет и нет!(мешает ему). Нет, прошу вас, умоляю, не пейте больше.
. Отчего?
. Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос… Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю,— вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им дано свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя? Не надо, не надо, умоляю, заклинаю вас.
(протягивает ей руку). Не буду больше пить.
. Дайте мне слово.
. Честное слово.
(крепко пожимает руку). Благодарю!
(Смотрит на часы.) Итак, будем продолжать. Я говорю: мое время уже ушло, поздно мне… Постарел, заработался, испошлился, притупились все чувства, и, кажется, я уже не мог бы привязаться к человеку. Я никого не люблю и… уже не полюблю. Что меня еще захватывает, так это красота. Неравнодушен я к ней. Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день… Но ведь это не любовь, не привязанность… (Закрывает рукой глаза и вздрагивает.)
. Баста! Я отрезвел. Видите, я уже сов-сем трезв и таким останусь до конца дней моих.. Что с вами?
. Так… В Великом посту у меня больной умер под хлороформом.
. Об этом пора забыть.
Скажите мне, Михаил Львович… Если бы у меня была подруга, или младшая сестра, и если бы вы узнали, что она… ну, положим, любит вас, то как бы вы отнеслись к этому?
(пожав плечами). Не знаю. Должно быть, никак. Я дал бы ей понять, что полюбить ее не могу… да и не тем моя голова занята. Как-никак, а если ехать, то уже пора. Прощайте, голубушка, а то мы так до утра не кончим. (Пожимает руку.) Я пройду через гостиную, если позволите, а то боюсь, как бы ваш дядя меня не задержал. (Уходит.)
(одна). Он ничего не сказал мне… Душа и сердце его все еще скрыты от меня, но отчего же я чувствую себя такою счастливою? (Смеется от счастья.) Я ему сказала: вы изящны, благородны, у вас такой нежный голос… Разве это вышло некстати? Голос его дрожит, ласкает… вот я чувствую его в воздухе. А когда я сказала ему про младшую сестру, он не понял… (Ломая руки.) О, как это ужасно, что я некрасива! Как ужасно! А я знаю, что я некрасива, знаю, знаю… В прошлое воскресенье, когда выходили из церкви, я слышала, как говорили про меня, и одна женщина сказала: «Она добрая, великодушная, но жаль, что она так некрасива»… Некрасива…
(открывает окна). Прошла гроза. Какой хороший воздух!
Где доктор?
. Ушел.
. Софи!
. Что?
. До каких пор вы будете дуться на меня? Друг другу мы не сделали никакого зла. Зачем же нам быть врагами? Полноте…
(Обнимает ее.) Довольно сердиться.
. Я сама хотела…. И отлично.
. Папа лег?
(Увидев, что буфет открыт.) Что это?
. Нет, сидит в гостиной… Не говорим мы друг с другом по целым неделям и, бог знает, из-за чего…. Михаил Львович ужинал.
. И вино есть… Давайте выпьем брудершафт.
. Давайте.
(Наливает.) Этак лучше. Ну, значит — ты?
. Из одной рюмочки…. Ты.
Я давно уже хотела мириться, да все как-то совестно было… (Плачет.)
. Что же ты плачешь?
. Ничего, это я так.
(Плачет.) Чудачка, и я заплакала…
. Ну, будет, будет…Ты на меня сердита за то, что я будто вышла за твоего отца по расчету… Если веришь клятвам, то клянусь тебе — я выходила за него по любви. Я увлеклась им как ученым и известным человеком. Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. Я не виновата. А ты с самой нашей свадьбы не переставала казнить меня своими умными подозрительными глазами.
. Ну, мир, мир! Забудем.
. Не надо смотреть так — тебе это не идет. Надо всем верить, иначе жить нельзя.
. Скажи мне по совести, как друг… Ты счастлива?
. Нет.
. Я это знала. Еще один вопрос. Скажи откровенно — ты хотела бы, чтобы у тебя был молодой муж?
(Смеется.) Ну, спроси еще что-нибудь, спроси…
. Какая ты еще девочка. Конечно, хотела бы!. Тебе доктор нравится?
. Да, очень.
(смеется). У меня глупое лицо… да? Вот он ушел, а я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно — там мне представляется его лицо. Дай мне высказаться… Но я не могу говорить так громко, мне стыдно. Пойдем ко мне в комнату, там поговорим. Я тебе кажусь глупою? Сознайся… Скажи мне про него что-нибудь…
. Что же?
. Он умный… Он все умеет, все может… Он и лечит, и сажает лес…
(Целует ее.) Я от души тебе желаю, ты стоишь счастья… (Встает.) А я нудная, эпизодическое лицо… И в музыке, и в доме мужа, во всех романах — везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом. Собственно говоря, Соня, если вдуматься, то я очень, очень несчастна! (Ходит в волнении по сцене.) Нет мне счастья на этом свете. Нет! Что ты смеешься?
. Не в лесе и не в медицине дело… Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах… Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить… Он пьет, бывает грубоват,— но что за беда? Талантливый человек в России не может быть чистеньким. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым…(смеется, закрыв лицо). Я так счастлива… счастлива!
. Мне хочется играть… Я сыграла бы теперь что-нибудь.
(Обнимает ее.) Я не могу спать… Сыграй!
. Сыграй.. Сейчас. Твой отец не спит. Когда он болен, его раздражает музыка. Поди спроси. Если он ничего, то сыграю. Поди.
(Уходит.)
. Сейчас.(В окно.) Это ты стучишь, Ефим?
. Давно уже я не играла. Буду играть и плакать, плакать, как дура.. Я!
. Не стучи, барин нездоров.
(Подсвистывает.) Эй, вы, Жучка, Мальчик! Жучка!
. Сейчас уйду!(вернувшись). Нельзя!