Анализ произведения Е.И. Носов «Усвятские шлемоносцы»: название, жанр, герои, сюжет, тема, проблема (от 2-3), идея
Жанр: повесть (русская деревенская повесть)
Название: “усвятские” от названия деревни “Усвяты”, где происходит событие, “шлемоносцы” – “крестьяне, надевшие шлемы”, то есть ставшие солдатами. Здесь идет отсылка к средневековым воинам, которые так же шли защищать свою веру и идеалы добра – к “крестоноцам”.
Идея: показать трагедию обычных крестьян во время начала войны и изменения в их внутренним мире
От момента, когда человек должен был оставить плуг, до момента, когда необходимость заставила его взяться за винтовку, большая дистанция. Дистанция тут психологического характера, связанная с мучительной ломкой устоявшихся представлений, привычек, вживанием в навалившуюся беду, перевоплощением пахаря в солдата. Вот о сложном состоянии перевоплощения, о десяти днях начала войны и написана повесть.
Тема: Повесть рассказывает о событиях, происходивших в деревне Усвяты в период начала войны.
Проблема: обычный человек-крестьянин в войне и его разрыв с родной землёй. Война осмысливается писателем как богопротивное, неестественное явление, нарушающее незыблемость самой жизни. Повесть проникнута философской проблематикой. Писатель утверждает патриархальную русскую общину и православие, исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчёркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
На страницах этого произведения нет ни единой батальной картины. Носов описывает неделю ожидания фронтовых повесток, последний мирный день и расставание усвятских мужиков с отчими пределами – прощание с миром.
Автор детально детально анализирует переживания главного героя – тридцатишестилетнего конюха Касьяна – желание оборониться, а потом – оцепенение. На помощь ему приходит природа и красота родной земли.
Е. Носов с первых же страниц повести через пейзаж, через картины общего крестьянского труда передает покинувшее смертельно уставшего героя Астафьева ощущение вечной естественной жизни, очаровывает читателя картиной сенокоса – источающей неповторимое ощущение жизни, лучшей природной поры, которая в год начала войны совпала с «золотым мужицким времечком» – тридцатишестилетием главного героя. Воплощенный в первом же пейзаже в основных своих приметах образ мира – идеальной «Касьяновой вселенной». Символической основой картины мира, созданной Е. Носовым, становится былинный образ родной земли,