Анализ стихотворения Бальмонта Придорожные травы
«Придорожные травы» входит в цикл «Млечный путь» сборника «Будем как Солнце», по оценкам современников, одного из лучших творений К. Д. Бальмонта. Само стихотворение тоже считается практически шедевром поэзии. Впервые оно было опубликовано в журнале «Новая жизнь» в 1900 году.
Произведение можно отнести к жанру лирической эпитафии, так как оно обращено к умирающим сломанным травам, образу, который, несомненно, является символом. Композиционно стихотворение делится на четыре строфы, причем слова, открывающие первую строфу, повторяются и в последней. Этот прием называется анафорой, с его помощью строки словно замыкаются сами на себе.
Что именно скрыто за образом искалеченных стеблей, каждый чувствует по-своему. Учитывая, что это произведение посвящено Максиму Горькому, можно предположить, что за этим символом кроется образ крестьян, слабых и маленьких людей, тех, что находятся под пристальным писательским вниманием последнего. Как и Алексея Максимовича (настоящее имя Горького), Бальмонта до глубины души трогает судьба этих несчастных, брошенных на произвол стихий целых народных масс.
Рассматривая содержание с этой точки зрения, можно обнаружить в стихотворении большое количество метафор и аллегорий. Дорога, вдоль которой растут эти неприметные травы, «заклятая стезя» – это сама история. На протяжении всего ее хода самую значительную роль играли великие вожди, прокладывавшие себе путь часто ценой человеческих жертв. На благо этих героев трудились тысячи и тысячи простых людей, оставшихся забытыми и безликими для новых поколений. Их руками был создан мир, которым управляли сильные, в то время как сами эти люди жили и умирали в невыносимых условиях, как «смятые невидевшим тяжелым колесом» стебли.
Изысканные образы подобраны автором для знаменательных исторических событий:
В час, когда все празднуют рождение весны,
В час, когда сбываются несбыточные сны…
По всей вероятности, речь здесь идет о важных победах, совершенных тогда, когда на успех никто не надеялся. Или о каких-то достижениях, например, об обретении свободы крестьянами в 1861 году. Но и тогда праздновать в полном смысле они не могли, ведь за эту цена этой свободы была непомерна.
К. Д. Бальмонт смягчает образ смерти, называя ее сном. «Спите, не видавшие рассвета красоты», – призывает он, замыкая стихотворение в круг. Автор понимает, что для таких людей нет выхода из круговорота жизни. Они снова будут рождаться, служить прославленным героям, гибнуть безымянными на обочине истории, как покрытые пылью времен придорожные травы.