Добрый день. Помогите , пожалуйста, разрешить ситуацию. К учителем географии возникло разногласие по поводу решия вопроса номер 2 по контурной карте 5 класса издательства полярная звезда. В задании написано найти кратчайшее расстояние между точками Г и В . Ребёнок соединил данные точки прямой линией (перпендикуляр) , измерил сколько см линия и умножил на масштаб.
Учитель настаивает на том, что ответ неверный , так как нужно было искать расстояние по градусной сетке. Но в задании не было уточнения, что нужно было найти расстояние по градусной сетке. Помогите, пожалуйста, разрешить ситуацию.

Ситуация неоднозначная, но логика ребенка верна, если учитывать стандартное понимание “кратчайшего расстояния”, которое в географии обычно определяется прямой линией (геодезической), а не градусной сеткой.
Аргументы в пользу ответа ребенка:
1. Задание сформулировано нечетко – если в нем не указано, что нужно использовать градусную сетку, логично предположить, что речь идет именно о кратчайшем расстоянии по карте, а не о пути вдоль параллелей и меридианов.
2. В математическом и географическом смысле кратчайшее расстояние между двумя точками на плоскости – это прямая линия.
3. Применение масштаба – метод, который ребенок использовал, вполне соответствует общему подходу к измерению расстояний на карте.
Почему учитель мог считать ответ неверным?
• В школьной географии иногда упрощают понимание расстояний, предлагая считать их по градусной сетке, особенно в младших классах, где еще не вводят понятие ортодромии (истинно кратчайшего расстояния на сферической поверхности).
• Возможно, в предыдущих уроках объясняли, что расстояние нужно искать именно так, но это не было четко прописано в задании.
Как разрешить ситуацию?
Можно обратиться к учителю с таким аргументом:
«В задании не было уточнения, каким методом измерять расстояние. Ребенок использовал стандартный подход — соединение точек прямой линией и измерение по масштабу. Если же требовалось измерять по градусной сетке, возможно, стоило указать это в условии. Может ли такой вариант ответа быть засчитан, если он логически обоснован?»
Если учитель категорически не соглашается, можно попросить разъяснить, почему необходимо использовать только градусную сетку, если в задании нет такого условия.
Также можно уточнить этот вопрос у методистов или в официальных рекомендациях издательства «Полярная звезда».

Хотя в задании не было прямого указания на способ измерения, в географии и картографии кратчайшее расстояние на карте между двумя точками (на сфере) измеряется не прямой линией, а по дуге большого круга, которая на плоской карте выглядит как кривая. При этом для расчёта расстояния используются координаты (широта и долгота), а не обычная линейка.
Метод, который использовал ребёнок (измерение прямой линии и умножение на масштаб), подходит для нахождения расстояния на местности в пределах небольших территорий, где можно пренебречь кривизной Земли. Однако на контурной карте 5 класса, где изображены большие расстояния, такой подход даёт неверный результат.
Пример: Кратчайшее расстояние между двумя городами на карте мира измеряется не прямой линией, а по дуге, которая повторяет кривизну Земли. Именно поэтому самолёты летают по дугообразным траекториям.