Доклад о царе Салтане
Царь Салтан, названный Пушкиным так экзотично для русского слуха, прокладывает невидимую нить к восточному, всегда манящем, загадочному и многоликому миру восточных сказочных образов, в том числе и из “Тысячи и одной ночи”. Да и сама “Сказка о царе Салтане” очень густо населена: Салтан, Гвидон, царица, повариха, ткачиха, баба-Бабариха, коршун, Лебедь, корабельщики-торговцы, белка; одних витязей – 33 + дядька Черномор – такое изобилие оживших кукол, будто извлечённых из волшебного сундука.
Поведение и облик главного героя – царя Салтана – обрисованы в юмористическом ключе. Но это не снижает образ, а делает его простодушным, забавным, лишённым суровости. Совсем не царское дело – подслушивать за забором разговоры наивных девиц, мечтающих о женихе, который вознесёт их в царицы.
Важно, что Салтана не привлекли ни километры полотна, ни пир на весь мир, которыми хотели покорить его сердце первые две сестрицы, а только рождение сына-наследника, обещанное третьей героиней. Женившись, царь отправляется на войну, уверенный, что к сентябрю молодая жена родит ему обещанного сына.
Как он справился с врагами, неизвестно, но с интригами и кознями при дворе о не борец. Царю не хватает ни ума, ни настойчивости разведать, что случилось в его отсутствие с царицей, куда она пропала, кого родила.
Так и сидеть бы ему “На престоле и в венце / С грустной думой на лице” и выспрашивать по-детски, есть ли где какое чудо, если бы не его сын князь Гвидон. Он трижды отваживался перелетать океан то комаром, то мухой, то шмелём и сдвинул-таки Салтана с места. Можно сказать, что счастье ему подали на блюде. Он сам никаких усилий не приложил. Его заслуга только в том, что он не ошибся с выбором невесты.