"Двенадцать" герои поэмы Блока
У каждого времени свои герои. Времена революционных перемен требует своих дозорных, призванных охранять новые правила жизни, не дать повернуть события вспять. У Блока это 12 красноармейцев, которые патрулируют на улицах революционного Петрограда. Они готовы пулями и штыками отстаивать новую власть, потому что старая вначале согнала их как рабочее стадо на заводы, а потом таким же серошинельным стадом отправила на войну в окопы.
Старый мир представлен в образах – мгновенных зарисовках, мелькающих, как в калейдоскопе:
- старушки, которая сокрушается по поводу кумачовой ткани, потраченной на лозунг “Вся власть Учредительному собранию!”, смысл которого ей непонятен;
- буржуя на перекрёстке, кутающего нос в воротник. Он составляет одно целое с бездомным псом, который жмётся к бывшему хозяину жизни;
- витийствующего писателя, твердящего “погибла Россия”;
- невесёлого “товарища попа”,
- барыни в каракуле, жалующейся что они “плакали, плакали”;
- пяти проституток, устанавливающих на собрании новую таксу на свои услуги,
- неприкаянного бродяги.
“Чёрная злоба” красноармейцев на старый мир находит выход в стрельбе во влюблённую парочку, которую обвиняют в предательстве: Ванька знаком патрульным, он был солдатом, как и они, но подался в жандармы; Катька же – бывшая девушка красноармейца Петрухи, которая польстилась на подачки богачей и стала содержанкой. В стрельбе от пули Петра погибает именно она. Таким образом, врагом революции оказывается далёкая от политики “толстомордая” Катька. Эти действия снижают образ патрульных красноармейцев. Присоединяющийся к их шествию Христос, которого сквозь поднявшуюся метель они видят впереди, утверждает мысль, что Бог не оставляет заблудших людей и ему не привыкать брать их грехи на себя, как он взял красное знамя, оставаясь в белом венце. Когда-то он предводительствовал 12-ю апостолами-учениками. Он готов взять в ученики и этих “трудных” детей человеческих и повести за собой.