Двусложные размеры стиха
Двусложными (или двудольными) называются такие стихотворные размеры, в которых безударные и ударные слоги чередуются в нечетном или четном порядке.
Все стихотворения обладают определенным ритмом, который образован путем чередования ударных и безударных слогов. Стихотворный размер принято измерять при помощи стоп – набора слогов, только один из которых является ударным.
Чтобы определить ритм стиха, нужно расставить ритмические ударения, то есть, постараться прочитать стихотворение, словно это считалка, расставляя при этом правильные акценты. Ритмическое ударение может не совпадать с тем, которое зафиксировано в орфоэпическом словаре.
“Подобно английскому сплину”.
В этой строчке из “Евгения Онегина” ударение в слове “английскому” стоит на первом слоге (но по нормам орфоэпии оно стоит на втором), чтобы ритм был правильный.
Далее нужно составить схему стихотворения: обозначить ударные слоги и безударные. Если стопы получаются двусложными (ритм “раз-два, раз-два”), то это и есть двусложное стихотворение.
Двусложные размеры разделены на два вида: хорей и ямб.
В хорее ударение всегда на первом слоге, это сочетание ударного и безударного слога:
“Мало, мало в жизни сказок”.
“Буря мглою небо кроет”.
В ямбе ударение непременно стоит на втором слоге, это сочетание безударного и ударного слога:
“Опять стою я над Невой”.