Идеалы  Обломова (цитаты из текста), о чем мечтал Обломов

Литература
1 ответ
Правильный ответ

Всю свою жизнь И. А. Гончаров мечтал об об­ретении людьми гармонии чувства и разума. Онразмышлял о силе и бедности «человека раз­ума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих, В этом романе противопоставлены два типа муж­ских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергич­ный Штольц, способный преодолеть любые об­стоятельства силой своего ума и воли. Однако че­ловеческий идеал Гончарова не персонифициро­ван ни в одном из них. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Об­ломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за це­лостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные иде­алы, которые они мечтали осуществить. В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть боль­ше тридцати лет, он столбовой дворянин, облада­тель трехсот пятидесяти душ крепостных кресть­ян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в ойном из столичных департаментов, он вы­шел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «пере ползание изо дня в день». Устранившись от активной де­ятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, крепостным слугой, кото­рый ухаживал за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что

«все началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить».

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и без­действием как идеал человеческого существова­ния. Норма жизни была готова и преподана обломовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главных акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве; родины, свадьбы, похороны. Затем сле­довали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «ши­рокое раздолье барской жизни» с ее празд­ностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Об­ломов а.

Все обломовцы относились к труду как к нака­занию и не любили его, считая чемто унизитель­ным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича раз­делялась на две половины. Одна состояла из тру­да и скуки, и это были для него синонимы. Другая же — из покоя и мирного веселья. В Об­ломов ке Илье Ильичу было также привито чувст­во превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбега­ет за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан неж­но, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив уни­верситет, он больше уже не занимался своим об­разованием, не интересовался наукой, искусст­вом, политикой.

Когда Обломов был молод, ои ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной

жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, всерисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов «.

Будущая служба представлялась ему не в виде суровой деятельности, а в виде какогото «семейного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не вы­держав трудностей, он подал в отставку, прослу­жив всего три года и не совершив ничего значи­тельного.

4.1
Опубликовано 
закрыть