Можно пожалуйста пересказ по пунктам из учебника история России 8 класс параграф 1 "предпосылки и начало преобразований"
1. "Младший царь"
2. Обучение и воспитание царевича Петра
3. Азовские походы
4. Великое посольство
5. Начало реформ
1. “Младший царь”
Петр – сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Он был младшим царем, так как в первом браке у царя Алексея родились Фёдор и Иван. Царь Федор начал править.ю но рано умер, и претендентов на трон осталось двое. В обход традиций, дворцовой знатью царем был провозглашен Петр (9 лет). Но царевна Софья при поддержке стрельцов захватила власть и стала регентом при малых братьях. Софья представляла опасность для Петра, поэтому в детстве он с матерью жил в в подмосковном дворцовом селе Преображенском.
2. Обучение и воспитание царевича Петра.
Он получил не такое хорошее образование как братья, и не проявлял к нему интереса. Зато уделял большое внимание военной науке. В селе Преображенском он составил потешное войско и устраивал «Марсовы и Нептуновы потехи».
Но такие свойства личности, как природная любознательность и огромное трудолюбие все же позднее привели Петра к активному изучению наук. Он учился практически всю жизнь.
Постепенно петровское потешное войско превратилось в реальную силу: из его солдат были сформированы Семёновский и Преображенский полки. Со временем они станут первыми в России элитарными гвардейскими полками. Огромное влияние на молодого царя оказало раннее знакомство с иноземцами из Немецкой слободы. Здесь он проникся идеями о реформировании русских порядков.
Постепенно Петр вырос и в отношениях с царевной Софьей назрел серьёзный кризис. При поддержке армии Петр получил власть и Софья была отправлена в московский Новодевичий монастырь (1689 г.)
3. Азовские походы
Пётр I «наследовал» от царевны Софьи войну с Турцией и Крымом.
1695 – Первый азовский поход – оказался неудачным, взять крепость не удалось, были обнаружены недостатки в организации войска.
Второй азовский поход 1696 году завершился взятием крепости Азов.
Керченский поход азовской флотилии в 1699 году.
Итоги Азовских походов: в 1700 году был заключён Константинопольский мирный договор и под контролем России оказались Азов и Таганрог.
4. Великое посольство
Огромную роль в становлении Петра I как царя-реформатора сыграло посещение им Европы в составе Великого посольства в 1697—1698 гг.
Цели:
-установление военно-политических и культурно-экономических, а также научных связей с государствами Западной Европы;
-обучение новым военным и морским технологиям
-поиск союзников в борьбе против Турции. Эта цель не была достигнута, но по возвращении домой была сформирована антишведская коалиция России, Дании и Саксонии – создана для уменьшения влияния шведов в Балтийском регионе.
5. Начало реформ
-В Москве царь сразу же принялся вводить «чужеземные обычаи с манера немецкого» на уровне преобразования дворянских порядков и придворной моды
– Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления. Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.
– стрельцы были отправлены за границу.
Результатом стал бунт стрельцов, но они были разбиты.