"Ожерелье" Мопассан: анализ
Новелла Ги де Мопассан “Ожерелье”, написанная в 1884 году, остается актуальной и сейчас. В произведении поднимается сразу несколько проблем. Главная – это преклонение перед фальшивыми жизненными ценностями и высшими чинами. Также автор затрагивает проблему человеческого достоинства и несоответствия своих желаний возможностям.
Композиция произведения соответствует стандартной структуре новеллы:
- экспозиция несколько затянута (описание страданий героини по поводу несоответствия своих желаний возможностям, подготовка к балу);
- основная часть и кульминация динамична, в центре – яркое событие (потеря ожерелья, ужас от предстоящих перспектив);
- неожиданная развязка, заставляющая читателя увидеть еще один подтекст (изменения в жизни героини, признание подруги).
В новелле всего три основных героя – г-жа Матильда Луазель, ее муж г-н Луазель и подруга Форестье. Образ главной героини показан в развитии. Сначала это хрупкая, капризная девушка, которая видит ценность жизни только в модном наряде, богатом доме и форели на тарелке. Она считает, что достойна такой жизни. И вот бал резко меняет ход событий. После блистательного успеха на балу жизнь героини и ее мужа меняется. Причиной этого становятся огромные долги: дорогое колье, взятое для бала у подруги, потеряно и покупка нового за 36 000 франков бросает героев в долговую яму и бедность.
После того как супруги Луазель расплатились с долгами, Матильда уже не притворяется, она становится той, кем есть. Ей не стыдно и она признается Форестье в том, что много лет платила за колье, которое пришло купить вместо утерянного. Подруга сообщает, что драгоценность была фальшивой, ценой в несколько сотен франков. И здесь читателю открывается главная идея новеллы – Матильда пыталась попасть в фальшивый мир фальшивых ценностей, заплатив за это настоящими алмазами и своим благополучием.