Практическое мышление
Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах... Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограниченны, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для таких проверок. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей работы практического ума. Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятиях философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях — ум политика, государственного деятеля, полководца, — расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности.
Вопросы и задания:
1) Какие различия теоретического и практического мышления выделяет Б. М. Теплов? 2) Каким видам деятельности в большей мере соответствует практический тип мышления? 3) Продолжите перечень названных во фрагменте видов деятельности. По какому принципу вы включаете тот или иной вид деятельности в данный список? 4) Согласны ли вы с ученым в оценке значения практического мышления? О чем бы вы могли поспорить? Какие аргументы вы можете привести в пользу своей точки зрения?
1) Согласно мнению советского психолога Борис Теплова, практическое и теоретическое мышление связаны с практикой разными способами. Практическое мышление направлено на разрешение частных конкретных задач. Например, организовать работу конкретного предприятия. Речь может идти о крупном заводе или на ферме.
Работа теоретического мышления направлена на поиск общих закономерностей, как тактических, так и стратегических.
Практический тип мышления рассматривается как менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности. Теоретический тип в обществе ставится на ступень выше. У практика Теплов отмечает такой недостаток – у него ниже возможность пользоваться гипотезами, чем у теоретика. Одной из особенностей работы практического ума он указывает жёсткие временные рамки. У теоретиков больше времени на рассуждения, чем у практиков.
2) Практический тип мышления в высшем его проявлении, по мнению Теплова, также подойдёт политику и полководцу.
3) Например, к практическому уму можно отнести какого-нибудь квалифицированного рабочего, военного или водителя, способного проехать по трудной дороге. К теоретическому уму относятся представители фундаментальной науки – философ, археолог, филолог.
4) Мнение Теплова относится к индустриальной эпохе. Он жил в середине XX века. В современном мире разница между теоретическим и практическим умом сокращается. Это можно считать характерной особенностью постиндустриального или информационного общества.
Теплов же ссылается на эпоху Просвещения. В те времена философы ставили себя выше, например, образованных бюрократов. Последние относились к практикам, а Кант и Гегель – к теоретикам.