Раскрыть классификацию жанров народного музыкального творчества, предложенную русскими учеными-этнографами (К.В.Квитка; В.Я. Пропп; В.Е.Гусев; Е.В. Гиппиус).

Другое
1 ответ
Правильный ответ

Жанровая классификация музыкального народного творчества
Жанровая система русского музыкального фольклора складывалась на протяжении всей многовековой истории русского народа, насчитывающей не одно тысячелетие. Классификация фольклора в XX веке вызывала множество споров и до сих пор остается противоречивой и неустойчивой. По мнению В. Я. Проппа, основой фольклорной классификации является жанр. Жанр им определен как «ряд или совокупность памятников, объединенных общностью своей поэтической системы» (см. [5, с. 44]). Понятие «жанр в применении к русскому народному музыкальному творчеству означает род, вид, разновидность произведений музыкального фольклора, имеющих общие черты музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности, а также сходные общественные и художественные функции» [17, с. 5].

В статье «Принципы классификации фольклорных жанров» В. Я. Пропп пишет, что отнесение того или иного произведения к определенному жанру происходит не по формальным особенностям произведения, так как границы жанра не всегда устойчивы и могут нарушаться. Для определения жанра, по его мнению, необходимо изучить композицию, с которой тесно связаны сюжет или фабула. Так, разные сюжеты могут подчиняться одной композиции и быть положены в основу жанровой классификации. Также в основу классификации могут быть положены и музыкальные факторы, такие как ритмическая организация, композиционное построение (см. [4, с. 9-10]). Основной задачей классификатора со времен В. Я. Проппа является установление состава фольклора своего народа. Однако жанровая классификация фольклорных произведений одного народа необязательно подходит для другого. Общими могут быть только принципы такой классификации, а не ее образцы.
Фольклористика не ограничивается изучением поэтики фольклорных образцов, она пользуется и рядом других критериев для определения жанра. Так, например, бытовое применение отдельных фольклорных жанров является основным их признаком и критерием определения жанровой принадлежности. Весьма существенным для определения жанра может быть и форма исполнения, например, русские хороводные песни чаще всего исполняются с использованием ритуальных движений; музыкальные компоненты строения таких песен не могут быть поняты полно стью вне движения хоровода. Наконец, никакие виды драматического искусства не могут быть изучены только текстуально, необходимо учитывать и игру артистов. Все эти признаки следует учитывать при систематизации фольклорного материала [4, с. 112].

Как отмечает В. Я. Пропп, «изучать весь стихотворный фольклор вне его связи с музыкой – значит понимать только половину дела» (см. [4, с. 112]). Текст и напев составляют одно органическое целое, и метрика стиха не может изучаться вне музыкального ритма и голосоведения. Русские песни, кроме хороводных, игровых и плясовых, не делятся на строфы. Текст не показывает строф, но их покажет мерно повторяющийся напев. Песня иногда имеет скрытое строфическое строение, что может оказаться важным для ее жанрового определения и изучения ее происхождения или исконных форм. Не исключены случаи, когда музыкальное исполнение явится решающим фактором для определения жанра. Таким образом, жанр определяется его поэтикой, бытовым применением, формой исполнения и отношением к музыке: «ни один признак в отдельности, как правило, еще не характеризует жанра, он определяется их совокупностью» [4, с. 112].
В основу жанровой классификации произведений фольклора В. Е. Гусев считает целесообразным положить аристотелевско-гегелевскую триаду родов искусства – эпос, лирику, драму [4]. Принимая во внимание структурную специфику фольклора, В. Е. Гусев предлагает схему, содержащую группировку, характерную для каждого жанра
Такая концепция широко применяется в отечественной фольклористике. В отличие от В. Я. Проппа, В. Е. Гусев, принимая структурную специфику фольклора, полагает целесообразным «собственно жанровому членению предпослать морфологическую схему, содержащую группировку, характерную для каждого жанра (применительно к фактическому наличию жанров в русском фольклоре)» [4, с. 44].

В классификации, предложенной В. Е. Гусевым, основой деления является понятие жанра. Этим понятием он объединяет «совокупность произведений, общность которой объективно определяется, прежде всего, той сферой действительности, на которую направлено художественное сознание» [4, с. 44]. Однако это не означает, что в науке существует общепринятая жанровая классификация фольклора. Терминологически оправдано относить к жанру «наиболее емкую совокупность произведений того или иного рода, которая, в свою очередь, может быть разделена на виды» [4, с. 44]. Именно этот принцип впоследствии будет положен в основу жанровой классификации музыкального фольклора Кемеровской области.

Таким образом, разделяя точку зрения В. М. Щурова, в данном учебном пособии под определением жанра (от фр. «genre» – род, вид, манера) в музыкальном фольклоре будем понимать – род, вид или разновидность произведений народной музыки, обладающих существенными общими свойствами музыкально-стиховой структуры и музыкальнопоэтической образности в связи со сходной социальной и художественной функцией [17].

Классификация фольклорных жанров осуществляется по принципу – от общего к частному. Первый уровень разграничения жанровых явлений – по самым крупным, родовым признакам, определяемым типом художественной образности. Все многообразие произведений народной музыки подразделяется в первую очередь на три рода – эпос, лирику и драму. Следующий уровень классификации внутри родов – видовой (что следует из определения понятия «жанр») – по жизненной или обрядовой приуроченности. Наиболее полно и последовательно этот принцип проявляется в драматических жанрах.

Календарные обрядовые песни подразделяются по сезонному признаку и по характеру ритуального действия – веснянки, юрьевские, воло-чебные, семицкие, покосные, прополочные, жнивные, рождественские, масленичные. Далее следует уточнение по разновидностям.

И, наконец, при классификации песен учитывается народное толкование жанра, народная терминология: плясовые («алелешные») песни (с припевом «лели, лели»), подблюдные («илийки» – с припевом «вью, вью, алею»), частушки и страдания (коротушки, долгушки, припевки, тараторки), лирические (проголосные, протяжные, долгие) песни [17].

К эпосу относятся песни повествовательного характера, в музыкальном отношении основанные на декламационном принципе.

К лирике принадлежат песни и инструментальные мелодии, не связанные строго с каким-либо обрядом или действием и выражающие чувства, переживания человека. Ярче всего лирика выражается в песнях широкого мелодического диапазона с распевным музыкально-слоговым ритмом, а также в инструментальной музыке, воспроизводящей напевы протяжных песен. В то же время встречаются малораспевные песни, в которых лиризм проявляется особым образом – скромно, сдержанно.

К драме можно отнести все музыкальные формы, связанные с театральностью. Это песни и инструментальные наигрыши, включаемые в народные театральные представления, а также поддерживающие то или иное народное действо: национальные обряды [17].

Опубликовано 

Знаете ответ на этот вопрос?

Только зарегистрированные участники могут задавать и отвечать на вопросы.
закрыть