Реформация и контрреформация в Европе
Реформация – массовое религиозное, общественное и политическое движение, охватившее средневековую Западную и Центральную Европу в XVI начале XVII веков. В первую очередь, Реформация была направлена на изменение канонов католической Церкви.
Началом реформационного движения принято считать выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 года. В этот день известный богослов прибил к дверям Замковой церкви в Виттенберге собственноручно написанные “95 тезисов”.
Несмотря на существенные отличия в течении протестантизма, “95 тезисов” легли в основу всех реформационных движений. Мартин Лютер выступал против злоупотреблений католической церкви, а также против продажи индульгенции.
Историки считают что концом Реформации можно назвать подписание в 1648 году Вестфальского мира, то есть окончание Тридцатилетней войны.
Реформация породила многие протестантские вероучения: лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство, англиканство.
В период возникновения и развития Реформации католическая церковь и иезуиты занялись обратным противостоянием, комплекс мер которого принято называть Контрреформацией.
Сторонники Контрреформации пытались восстановить авторитет Римско-католической церкви и усилить влияние в странах, которые собирались частично или полностью прервать отношения с Ватиканом. Такими странами были Англия, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Польша, Чехия, Венгрия.
Современные историки разделяют понятие Контрреформации на две составные: в узком смысле Контрреформация – это движение против протестантов, а в широком смысле – системное обновление церкви.
Началом Контрреформации принято считать Тридентский собор, который начал свою работу в 1545 и окончил в 1563 году. Как и Реформация, Контрреформация окончилась подписанием Вестфальского мира в 1648 году.
Итогом Контрреформации стала отмена индульгенция, а также формирование новых монашеских орденов, открытие духовных семинарий, введение григорианского календаря.
После всех событий произошла секуляризация светской и религиозной власти. Если в некоторых странах, например в Польше, католическая церковь смогла вернуть и даже усилить свои политические позиции, то в целом Ватикан лишился звания центра европейской политической мысли.