Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского

Стихотворение “Весна, весна” действительно написано Баратынским в весеннее время и, кажется, пропитано запахами и чувствами, которые с ним связаны. Краткий анализ “Весна, весна” по плану – это разбор, который можно использовать на уроке литературы в 6 классе.

Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весна, весна!.

История создания – стихотворение написано Евгением Баратынским в 1832 году весной. Проникновенные строчки продиктованы личными впечатлениями поэта.

Тема – пробуждение природы и радость, которая с ним связана.

Композиция – стихотворение имеет линейную композицию, развивающуюся последовательно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры“небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

История создания

Стихотворение “Весна, весна” было одним из немногих, написанных Баратынским в промежутке между 1831 и 1835 годами. Он находится под сильным впечатлением от запрета журнала “Европеец”, который печатался московским кружком литераторов. В этот период поэт в основном занимался редактированием написанного ранее, однако в 1832 году, захваченный предчувствием весны, все же написал посвященные ей строки. Они вошли в напечатанный в 1836 году двухтомный сборник его стихотворений. Такова его история создания.

Надо сказать, что весна всегда была любимым временем года для этого поэта-романтика. Она отвечала порывам его загадочной души и, как он сам говорил, приглашала творить. Именно поэтому посвященные ей произведения Баратынского – самые простые и искренние, передающие те его чувства, которые он испытывал каждый год. Даже в такое трудное время, как несколько лет после закрытия журнала, поэт находил вдохновение в пробуждении природы.

Тема

Главная тема стихотворения – весна, и связанное с ней пробуждение природы и души человека. Лирический герой этого произведения чувствует возрождение природы и горячо приветствует весну. Он безмерно рад всему, что происходит, процессы, которые вызваны к жизни, восхищают и завораживают его.

Главная мысль, которую Баратынский развивает в своем произведении, это то, что ощутить полный восторг от полноты бытия можно только в том случае, если твоя душа слилась с природой. При этом восторженный гимн весне, который “поет” главный герой, выглядит очень искренне, в нем не ощущается излишнего пафоса и наигранности.

Композиция

Мысль, которую высказывает поэт, развивается последовательно. Он рисует образы, связанные с весной – ручьи, поднимающие лед, поющие жаворонки, летящие облака. Он создает максимально подробную картину, создавая у читателя полный образ такого прекрасного времени года, как весна. Баратынский передает даже звуки и запахи, которые можно ощутить, выйдя весной на прогулку.

В первой и второй строфах он описывает весенний небосклон, потом – весенние ручьи, затем переходит к описанию рощи, которая еще не пробудилась, но уже пахнет жизнью и, наконец, рассказывает о поющем жаворонке.

Две завершающие строфы содержат основной смысл произведения – Баратынский говорит о том, что душа лирического героя сливается со всем, что происходит в природе, и это делает его истинно счастливым.

Простая композиция стиха делает его легким для восприятия и позволяет читателю ощутить все те эмоции, которые были в него вложены. Поэт создает настоящую волшебную сказку, которая в то же время очень реальна, ведь это те чудеса, которые человек может видеть ежегодно.

Жанр

Это пейзажно-лирическое стихотворение. Такой жанр позволяет, с одной стороны, рассказать о процессах, которые происходят в природе в весеннюю пору, с другой – передать настроение человека, который ощущает всю близость к ней.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт также облегчает читателю восприятие произведения, позволяя ему сфокусироваться на самом главном – содержании. Ту же функцию выполняет перекрестная рифма, которая не требует усилия для интерпретации.

Средства выразительности

Для того, чтобы нарисовать выразительную картину весеннего пробуждения, Баратынский в своем произведении использует разнообразные художественные средства, в основном это:

  • Эпитеты “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
  • Метафоры “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Однако не только средства выразительности помогают ему создать настроение. Для того, чтобы передать атмосферу искренней радости и показать, какой восторг переполняет лирического героя, поэт использует множество восклицательных знаков, которые есть буквально в каждой строфе. Таким образом задается явно восторженный тон.

Тест по стихотворению

Предметы