Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского
4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 122.

Обновлено
4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 122.

Обновлено

“Весна, весна! как воздух чист” – это стихотворение, которое Евгений Баратынский написал по свежим весенним впечатлениям, так что каждая строка в нём как будто напоминает о свежести и возрождении природы. Краткий анализ “Весна, весна! как воздух чист” по плану может использоваться как основной или дополнительный материал на уроке литературы в 6 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весна, весна!.

История создания – стихотворение написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления.

Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.

Композиция – мысль в стихотворении развивается последовательно.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный и четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры“небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

История создания

Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! Как воздух чист” стало одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нём рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищён и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом всё, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, пропущенные через восприятие лирического героя. Он видит, как раскалывается лёд, который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими облаками и поющими жаворонками. Картина, созданная Баратынским, максимально подробна. Весна, это прекрасное время года, предстает перед читателем во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно ощутить на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфа посвящены описанию весеннего неба, потом поэт рассказывает о весенних ручьях и роще, которая запахла жизнью и, наконец, кульминация – песня жаворонка, который приветствует весну.

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, почувствовать всё то, что в нём описывается. Человек каждый год может видеть настоящее чудо перерождения – и это действительно прекрасно.
Чтобы воспринимать произведение было ещё легче, Баратынский использует четырёхстопный ямб. Перекрёстная рифма также упрощает форму, делая содержание более доступным.

Жанр

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Поэт пишет о том, что характерно для весенней поры в природе, и в то же время описывает состояние человека, который действительно к ней близок. Главное – эмоциональный настрой, мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В произведении использованы разнообразные художественные средства, которые помогают сделать его более живым и ярким, с одной стороны, и играют роль “красок” при создании словесной картины, с другой:

  • Эпитеты “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
  • Метафоры “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Но атмосфера передаётся не только классическими выразительными средствами – Баратынский использует также средства синтаксические – многочисленные восклицательные предложения, без которых не обходится буквально ни одна строфа.Таким образом поэт задает всему стихотворению восторженный тон и передаёт настроение лирического героя.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году Е. Баратынский написал стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Тамара Щербинина
    7/7
  • Надежда Дроздова
    5/7
  • Елена Гущина
    7/7
  • Вася Гынжу
    7/7
  • Ярослав Рашитов
    7/7
  • Родион Шамхалов
    6/7
  • Ольга Дорохова
    7/7
  • Ярослав Степанов
    4/7
  • Анастасия Резвухина
    6/7
  • Николай Антонов
    5/7

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 122.


А какую оценку поставите вы?

закрыть