Анализ стихотворения «Холмы» Бродского

Написанное Иосифом Бродским стихотворение “Холмы” очень трагично. Оно отражает мнение автора о советской действительности его времени и о жизни вообще. Краткий анализ “Холмы”, написанного Бродским в начале его творческого пути, может быть использован на уроке литературы в 11 классе, даст общее представление об этом произведении и раскроет замысел автора. Этот разбор может быть использован и как основной материал, и как дополнительный.

Анализ стихотворения «Холмы» Бродского

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткий анализ

История создания – поэт написал это стихотворение в 1962 году, тогда же оно было прочитано им в “Литературном кафе”.

Тема стихотворения – противостояние жизни и смерти.

Композиция – состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Произведение разделено на несколько частей. В первой рассказывается история двух людей, которые любили сидеть на холме, вторая посвящена их смерти, а третья – это философские рассуждения автора о жизни и смерти.

Жанр – лирическое стихотворение (поэма), сюжетное стихотворение (баллада) на философскую тему.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты“розовый шпиль”, “заросший пруд”, “страшный крик”, “внезапно распахнулись”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”, “красное млеко”, “кошмарный скелет”.

Метафоры”пространство росло меж них”, “кусты распахнулись”, “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада облаков”, “царила жара”, “чернела в ряске дыра”.

Олицетворения“закат унимался и манил тучи”, “кусты расступились”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.

Сравнение”как будто раскрылась земля”, “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода”.

Метонимии“десяток рубах и платьев маячили”, “шевеля железом в руках”, “встречен топором”.

История создания

Иосиф Бродский не пытался скрыть своё неприязненное отношение к окружавшей его действительности. Он выражал его в основном в поэтической форме через символы. И одним из таких символических стихотворений стали “Холмы”, написанные в 1962 году. Тогда же поэт представил свой стих на суд публики, публично прочитав его в “Литературном кафе”.

Тема

Это стихотворение автор посвящает противостоянию жизни и смерти, в котором смерть побеждает. Он рассматривает еще одну важную тему – вечного одиночества человека, который не хочет мириться с окружающей его действительностью, не хочет быть частью серой массы.
В этом стихотворении равнина символизирует смерть, а холмы – жизнь. Но Бродский также показывает, что стремление быть не как все обычно заканчивается весьма трагически. Всё стихотворение представляет из себя философскую метафору человеческой жизни как перехода от страдания к смерти.

Композиция

Формально состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Поэт делит свое произведение на три части, где первые две – это символическая история двух людей, поднявшихся над обывательским сознанием. Их смерть повлияла на горожан, от которых они стремились отгородиться.

Основной является третья часть, которая представляет собой философские размышления Бродского о сущности жизни и её противоположности – смерти. Первую поэт описывает очень горько, но жизнь для него наполнена особым смыслом, поэтому он передает её самыми сокровенными понятиями: любовь, юность, гордость. Даже боль – это всё-таки жизнь.

Жанр

В стихотворении есть эпическое начало (история двух друзей, встречающихся на холме) и лирическое (эмоциональный отклик автора на смерть героев), поэтому, а также из-за большого объёма, исследователи нередко называют его поэмой. Видна близость “Холмов” и к балладе (сюжетному стихотворению, зародившемуся в западном средневековье).

Это философское произведение, в котором автор рассматривает вечные вопросы жизни и смерти. Оно написано дольником (вид тонического стиха, в строках которого совпадает число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0). Балладный сюжет определяет и его ритмическую структуру: испанские “романсеро” в русских переводах имели тот же ритм и размер.

Средства выразительности

Это произведение основано на сопоставлении и противопоставлении: смерть – это равнина (кустарник, крик, машины, тюрьма, стёкла); жизнь – это холмы (юность, сотни улиц, боль, гордость, любовь). Оно насыщено не только символами, но и разнообразными выразительными средствами.

  • Эпитеты “розовый шпиль”, “заросший пруд”, “страшный крик”, “внезапно распахнулись”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”, “красное млеко”, “кошмарный скелет”.
  • Метафоры ”пространство росло меж них”, “кусты распахнулись”, “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада облаков”, “царила жара”, “чернела в ряске дыра”.
  • Олицетворения “закат унимался и манил тучи”, “кусты расступились”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
  • Сравнение ”как будто раскрылась земля”, “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода.
  • В стихотворении много лексических повторов: “красный” (млеко, дети, пути, вагон), “смерть”, “холмы”.
    Эти же слова составляют анафоры: “холмы – это наше страданье/ холмы – это наша любовь, холмы – это крик, рыданье…”
    Контекстуальные антонимы создают основу для сопоставления и противопоставления – “боль/гордость”, “мечты/боль”, “мечты/горе” и другие.
    Многие предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.
    Для синтаксиса также характерно использование длинных рядов однородных членов, например: “розы, герань, гиацинты, пионы, сирень, ирис…”

    В стихотворении определяющим становится мотив смерти, основной мотив поэтов-романтиков, к которым можно отнести и раннего Бродского.
    Финал стихотворения чётко выражает позицию автора: “Смерть – это только равнины,/ Жизнь – холмы, холмы”.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году И. Бродский написал стихотворение "Холмы"?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Meiriona Basmanova
    6/7
  • Viktoriya Nazarenko
    7/7
  • Полина Стульева
    7/7
  • Соньча Птичкина
    7/7
  • Анастасия Сидорова
    7/7
  • Дарья Бескоровайная
    7/7
  • Софья Шачкина
    7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 14.

Предметы