Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Стихотворение “Юному” поэту считается обращением Брюсова к себе самому. Если использовать на уроке литературы в 11 классе краткий анализ “Юному поэту” по плану, ученикам будет проще понять смысл этого произведения и идею, которая привела к его созданию.

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Краткий анализ

История создания – оно написано в 1896 году, в то время Брюсову только исполнилось 23, так что его нельзя воспринимать как поэтическое завещание, скорее как программу на будущее для самого себя.

Тема – роль поэта в жизни людей и место его поэзии.

Композиция – в стихотворении три строфы и столько же частей, поскольку каждая из строф посвящена отдельной части поэтических размышлений.

Жанр – философская лирика, стихотворение являлось манифестом нового литературного направления – символизма, основоположником которого был сам Брюсов.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой и женской рифмой.

Эпитеты“бледный юноша”, “горящий взор”, “побежденный боец”, “смущенный взор”.

История создания

Это тот редкий случай, когда известна совершенно точная дата написания произведения – 1896 год, 15 июля. Форма наставления, в которую двадцатитрехлетний Брюсов облекает свои идеи, наводит на мысль о том, что это произведение – отнюдь не лирическое завещание, каким его можно счесть на первый взгляд, а программный стих. И действительно, в поэтической форме автор излагает три основных принципа символизма, названных “заветами”.

Написанное столь рано и имеющее интересную историю создания произведение увидит свет в 1897 году, заняв достойное место в сборнике “Это я”, где с “детской дерзостью” излагаются многие волновавшие молодого Брюсова вопросы.

Тема

В этом стихотворении автор рассматривает одну из “вечных” тем – назначение поэта и его поэзии сквозь призму принципов символизма. Поэт провозглашает основную мысль: поэзия, по его мнению, должна отделяться от толпы, она занимает особое, возвышенное место, равно как и поэт – человек, который стоит над всеми и видит все то, что простому смертному никогда не дано увидеть. Таким образом, его творчество – это помощь для обывателя, который только через поэзию может увидеть эмпиреи, доступные однако тому, кто наделен талантом и способностью видеть невидимые миры.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, делится оно по строфам. Каждая строфа – это свой “завет”, которому должен следовать, по словам Брюсова, каждый юный поэт.

В первой строфе он обращается к этому поэту и говорит о том, что писать о должен не о настоящем, а только о будущем, ибо талантливому человеку дан дар предвидения.

Вторая строфа-завет призывает поэта любить только себя, что можно трактовать как необходимость прислушиваться не к толпе, а к своим потребностям и чувствам. Здесь особенно ярко видно обращение к теории символизма, которая требовала от поэта исключить в себе интерес к другой личности – по мнению символистов, это способствовало максимальной сосредоточенности на творчестве. Именно о таком “эгоизме” и говорит автор.

Наконец, в третьей строфе заключен не только завет (Брюсов говорит о необходимости поклонения искусству), но и вывод: все три постулата едины и составляют саму сущность поэзии символистов. Исполнение их – это единственная возможность для юноши стать истинным творцом. Ее можно считать поэтической отсылкой к пушкинскому стихотворению “Поэт и толпа”, в котором тот говорит, что поэты – существа совершенно особые. Поэзия – это и есть их божество.

Интересно, что в данном стихотворении свою композиционную (и идейную) роль играет также и его название. Оно подчеркивает, что считать себя поэтом и быть им – вещи суть разные.

Жанр

Это яркий пример философской лирики Брюсова, поскольку в произведении он рассуждает о важный вопросах творческого бытия.

Четырехстопный дактиль и перекрестная рифмовка с женской рифмой делает стихотворение более торжественным, демонстрирует его принадлежность к высокому стилю. На ту же цель работают и старославянизмы.

Средства выразительности

На первый взгляд кажется, что произведение недостаточно насыщено художественными средствами, даже бедно ими. И действительно гораздо большую роль, чем привычные по классической поэзии средства выразительности, в этом произведении играют образы. Однако и эпитеты “бледный юноша”, “горящий взор”, “побежденный боец”, “смущенный взор” – имеют важное значение. С их помощью Брюсов подчеркивает важные мысли – возраст того, к кому он обращается, его увлеченность поэзией и в то же время неопытность.

Очень важна антитеза, использованная в первой строфе, когда Брюсов отбрасывает настоящее, противопоставляя его истинной цели поэта – будущему.

Благодаря обилию глаголов стихотворение очень динамично, это не просто рассуждение, это побуждение к действию.

Тест по стихотворению

Предметы