Анализ стихотворения «Поэту» Бунина

Стихотворение “Поэту” выдержано в лучших классических традициях творческого напутствия. Краткий анализ “Поэту” по плану раскроет перед учениками 9 класса удивительный мир совершенной бунинской поэзии. Использовать его на уроке литературы можно при объяснении материала.

Анализ стихотворения «Поэту» Бунина

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано Иваном Буниным в 1915 году, когда он уже прошел большой творческий путь.

Тема стихотворения – суть творчества и правильный подход к нему.

Композиция – двухчастная: в первой части автор рассказывает “притчу” о пастухах, во второй – о добросовестном рабе.

Жанр – философская притча.

Стихотворный размер – амфибрахий.

Эпитеты – “глубокий колодец”, “нерадивый пастух”, “бесценный алмаз”, “грошовая свеча”, “пыльные дороги”, “сухая ладонь”.

Метафоры“ковшиком держит ладонь”, “он с алмазом вернется к чертогам”.

История создания

Стихотворение написано в 1915 году, когда Бунин уже прошел большой творческий путь. Он всегда крайне придирчиво относился к своему творчеству, особенно поэтическому, поэтому решение создать напутствие другим поэтам вполне понятно.

Автор более всего стремился предать мысль об ответственности человека с творческим даром перед всем миром.

Тема

Стихотворение посвящено творчеству как занятию ответственному и непростому. В нем нет места лени и недобросовестности: нужно очень стараться, чтобы иметь право называть себя поэтом.

Композиция

В произведении поэт использует двухчастную композицию, посвящая каждую притчу своему аспекту поэтического творчества.

Так, в первой он рассказывает о недобросовестном пастухе, который и сам из лужи пьет, и отару свою грязной водой потчует. Таким образом изображается поэт, который не стремится к тому, чтобы достичь идеала в форме и содержании своих стихов, а просто говорит какие-то слова, которые подобны грязной воде из лужи. В то же время добросовестный пастух готов стараться ради того, чтобы добыть для своей отары самой чистой воды – то есть настоящий поэт всегда готов приложить усилия, чтобы его читатели наслаждались только лучшими произведениями, которые будут полезны по содержанию и прекрасны по форме.

Вторая часть стиха – также притча. Это история о добросовестном рабе (а поэт, как известно, – раб своего призвания), который готов бережно хранить огонь свечи (то есть свой талант) ради того, чтобы найти бесценный алмаз – прекрасное стихотворение.

Жанр

Для того, чтобы создать напутствие молодым поэтам Бунин выбрал жанр притчи. Он позволяет с одной стороны иносказательно, с другой – наиболее полно выразить идею автора. К такой форме как нельзя лучше подходит и выбранный им стихотворный размер – амфибрахий. Он делает произведение напевным и глубоким, а сочетание смежной и кольцевой рифмы укрепляет впечатление. К тому же кольцевая рифмовка, использованная в конце каждой притчи, создает ощущение завершенности.

Средства выразительности

Бунин не просто использовал в своих стихах тропы: все они всегда располагаются на своем месте и служат для того, чтобы выразить авторскую идею. Так, в стихотворении “Поэту” были использованы такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты “глубокий колодец”, “нерадивый пастух”, “бесценный алмаз”, “грошовая свеча”, “пыльные дороги”, “сухая ладонь”.
  • Метафоры “ковшиком держит ладонь”, “он с алмазом вернется к чертогам”.

Все они поддерживают притчевую форму, придают произведению сходство с восточными стихотворениями и показывают глубину поэтического замысла. Это произведение может служить пособием по тому, как использовать художественные средства.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 41.

Предметы