Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой

Стихотворение “Бабушке” Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как она не знала ни одну из своих бабушек, а портрету своей бабушки. Краткий анализ “Бабушке” по плану поможет ученикам 9 класса понять переживания поэтессы. Он может использоваться на уроке литературы в качестве основного или дополнительного материала.

Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бабушке.

История создания – двадцатипятилетняя поэтесса написала это стихотворение в 1914 году в попытке понять женщину, которую никогда не знала, но от которой, возможно, унаследовала какие-то черты своей личности.

Тема стихотворения – связь поколений.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает портрет своего предка, во второй – рассуждает о смерти и оставленном ею наследии.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “продолговатый и твердый овал”, “черное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.

Метафоры“руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звезды погасли”.

История создания

Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько ее бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла. Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причем не столько внешнем, сколько внутреннем. Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла передать ей что-то от себя. Она пыталась разобраться в себе, рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.

В момент его написания как раз шла Первая Мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о 19 веке, когда жили галантные кавалеры и дамы.

Тема

Этот стих посвящен связи поколений, которая существует, даже если человек давно в могиле – это главная мысль произведения. Именно о ней размышляет лирическая героиня, рассматривая красивую женщину, изображенную художником совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать. В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству

Композиция

Композиция стихотворения, состоящего из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает тому, чтобы описать внешность бабушки – совсем еще молодой девушки, у которой при этом холодное и неприступное лицо. Создавая ее описание, Цветаева использует обращение “юная бабушка”, своеобразный оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит не о живом человеке.

Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит о том, что бабушка не принадлежит миру живых. При этом у нее осталось наследие – внучка. И она размышляет, не достался ли ей “мятежный дух” как раз от прекрасной женщины на портрете. Поэтесса задается вопросом, исчезает ли с уходом человека все, чем он жил, или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева ощущает родство с бабушкиной душой. Она ищет себя через своего предка, и читатель вместе с ней проходит через все этапы размышлений к выводу сформулированному с помощью риторического вопроса.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старым портретом. Такой жанр характерен для лирики Цветаевой, которая выражала в поэтическом слове свои эмоции.

Написано стихотворение трехстопным дактилем, что делает его легким для восприятия и очень ритмичным. Перекрестная рифма подчеркивает эту легкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение максимально искреннего человека (а таким и была Цветаева), который всматривается в себя и пытается понять, кем он является.

Средства выразительности

Стихотворение “Бабушка” насыщено разнообразными тропами, которые работают на то, чтобы передать чувства и идеи, вкладываемые поэтессой в стихотворение. Так, Цветаева использует:

  • Эпитеты – “продолговатый и твердый овал”, “черное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  • Метафоры “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звезды погасли”.

Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ своей бабушки, показать читателю не только ее внешность, но и характер.

Цветаева также использует в своем произведении аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих ее вопросах.

Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван привлечь внимание читателя к основной идее, которую выражает поэтесса.

Тест по стихотворению

Предметы