Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета

Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега» Фета
4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 46.

Обновлено
4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 46.

Обновлено

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Ещё весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Это произведение относится к пейзажной лирике. Краткий анализ “Ещё весны душистой нега” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая ещё не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры“березник желтеет”, “солнце греет”, “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “краснеет липа” .

Олицетворения – “соловей не смеет запеть” .

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолётные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Ещё весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружком “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Тема

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод ещё не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут тёплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворённость, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трёх пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “ещё”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В её основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стихотворения – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причём кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намёка на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придёт ей на смену совсем скоро.

Во второй части появляется образ степной красавицы, наблюдающей за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с лёгкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочёл для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырёхстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует различные тропы:

  • Эпитеты “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет”.
  • Олицетворения “соловей не смеет запеть“.

К ним добавляется лексический повтор “ещё”, который создаёт синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году Фет написал стихотворение «Ещё весны душистой нега»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Matvey Nabatnikov
    7/7
  • Арина Койло
    6/7
  • Даниил Ершов
    7/7
  • Святослав Чегодаев
    7/7
  • Дима Новиков
    7/7
  • Оксана Горьковенко
    7/7
  • Макар Никольский
    7/7
  • Анна Шлычкова
    7/7
  • Алина Немова
    7/7
  • Рафик Лалаян
    7/7

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 46.


А какую оценку поставите вы?

закрыть