Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Желание” изучается в 8 классе на уроках литературы . В нашей статье можно ознакомится с историей создания, полным и кратким анализом “Желание” по плану.

Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Желание.

История создания – стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году. Увлечение поэта историей своего рода, влияние байроновских традиций сыграли свою роль в создании элегии “Желание”.

Тема – тоска о родине, о невозможных, несбыточных мечтах, одиночество.

Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в страну своих предков. Состоит из 6 строф, разделённых содержательно на “путешествие” и “монолог лирического героя”.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – произведение написано чередующимся амфибрахием и анапестом, рифмовка парная (ААВВ).

Эпитеты – “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”.

Метафора “расстилаются волны морей”.

История создания

Стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. Семья поэта хранила предания о том, что их род идёт от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения – неизвестно, но воображение юноши дорисовало все недостающие детали, и появилось немного наивное, романтичное стихотворение “Желание”.

Мечты молодого человека о свободе, возможности побывать в далёкой стране предполагаемых предков заведомо были несбыточными, это обусловлено временем и материальным положением семьи поэта. Такое путешествие могли себе позволить только очень состоятельные люди. Шестнадцатилетний юноша это прекрасно понимал, и его желания реализовались в прекрасное, грустное стихотворение с соответствующим названием. Сыграло роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Также не стоит исключать влияния известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого был увлечён в этот период молодой Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1859 году.

Тема

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Композиция

Композиция – стихотворение состоит из шести строф с парной рифмовкой. В каждом четверостишие 1-я и 3-я строфа написана амфибрахием, 2-я и 4-я -анапестом. Это придаёт стихотворному тексту очень своеобразное звучание, скорее не свойственное большинству произведений Лермонтова. Первые четыре строфы – воображаемое путешествие лирического героя, перевоплощённого в “степного ворона”. Две последние строфы – восклицание о неизбежности повиноваться своей судьбе, невозможности изменить то, что предначертано.

Жанр

Жанр – элегия, на что указывают грустные раздумья, тоска по невозможному, философские умозаключения о жизни и судьбе. На принадлежность стихотворения к этому жанру указывает также то, что оно написано от первого лица.

Средства выразительности

Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.

Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной…Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах...”).

Тест по стихотворению

Предметы