Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Лирическая элегия «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштама – образец использования античной культуры для размышления о вечной моральной и философской категории любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса....

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море чёрное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объёме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашёл место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие братья по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи неё пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошёл до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В первом стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против ещё поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трёх катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над философской проблемой.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать своё отношение к поставленной проблеме, О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты «тугие паруса», «божественная пена», «море чёрное»; сравнение«как журавлиный клин… куда плывёте вы».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год написания стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»:

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Ирина Бакулина
    7/8
  • Марина Круковская
    7/8
  • Lilnait Student
    7/8
  • Кристина Смирнова
    6/8
  • Efim Pomozov
    5/8
  • Молодой Коммунист
    8/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 40.

Предметы