Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина

Стихотворение А. С. Пушкина традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье есть полный и краткий анализ “Кавказ” по плану, что облегчит подготовку к уроку и поможет более глубокому осмыслению темы.

Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.

История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение“играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Тема

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Жанр

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”. Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Тест по стихотворению

Предметы