Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского

Стихотворение “Приход весны” – это вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда. Краткий анализ “Приход весны” по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Использовать его на уроке литературы можно и как основной, и как дополнительный материал.

Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Приход весны.

История создания – стихотворение было написано в 1831 году, при этом напечатано оно было только четыре десятилетия спустя.

Тема стихотворения – весна, которая пробуждает природу и сердце человека.

Композиция – это небольшое стихотворение всего из шести строк условно разделяется на две части.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Эпитет“теплый дождь”.

Метафоры“лепет рощи”, “жизнь души”.

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов. “Приход весны” является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда, который был популярен в 19 веке. Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале “Русский архив”, где публиковались в конце 19 века литературные произведения и исторические зарисовки.

Тема

Жуковский в своем произведении мастерски передает эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Также в стихотворении прослеживается и тема Родины – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает те признаки пробуждения природы, которые характерны для России.

Композиция

Несмотря на то, что в стихе всего 6 строк, он композиционно делится на две части.

Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трех простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и емким.

Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей 19 века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души”. Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.

Жанр

Это пейзажная лирика с элементами философского рассуждения. Такой жанр идеально подходит для идеи, которую выразил Жуковский – о тесной связи эмоционального состояния человека с состоянием окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.

Поэт также умышленно использовал четырехстопный хорей – этот стихотворный размер придает произведению особый ритм и мелодичность, которые вообще свойственны лирике Жуковского. С тоже же целью поэт чередует мужскую и женскую рифму, меняет типы рифмовки.

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души” уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.

Так, эпитет “теплый дождь” использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые

Еще одна метафора “лепет рощи” – показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.

Тест по стихотворению

Предметы