Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского
Стихотворение “Приход весны” – это вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда. Краткий анализ “Приход весны” по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Использовать его на уроке литературы можно и как основной, и как дополнительный материал.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Приход весны.
История создания – стихотворение было написано в 1831 году, при этом напечатано оно было только четыре десятилетия спустя.
Тема стихотворения – весна, которая пробуждает природу и сердце человека.
Композиция – это небольшое стихотворение всего из шести строк условно разделяется на две части.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
Эпитет – “теплый дождь”.
Метафоры – “лепет рощи”, “жизнь души”.
История создания
История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов. “Приход весны” является вольным переводом произведения немецкого поэта Людвига Уланда, который был популярен в 19 веке. Жуковский сделал перевод в 1832 году, однако напечатаны плоды его трудов были только сорок лет спустя в журнале “Русский архив”, где публиковались в конце 19 века литературные произведения и исторические зарисовки.
Тема
Жуковский в своем произведении мастерски передает эмоции лирического героя, наблюдающего за пробуждением природы. Также в стихотворении прослеживается и тема Родины – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает те признаки пробуждения природы, которые характерны для России.
Композиция
Несмотря на то, что в стихе всего 6 строк, он композиционно делится на две части.
Первая погружает читателя в весеннюю атмосферу – кажется, что при прочтении трех простых строчек можно почувствовать свежесть зелени нивы и рощи и услышать лепет жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и емким.
Вторая часть произведения передает эмоции лирического героя, который наблюдает за пробуждением новой жизни с особым сердечным трепетом. Он использует популярное среди писателей 19 века сравнение, называя весеннее время периодом “жизни души”
. Эта метафора ярко показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.
Жанр
Это пейзажная лирика с элементами философского рассуждения. Такой жанр идеально подходит для идеи, которую выразил Жуковский – о тесной связи эмоционального состояния человека с состоянием окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.
Поэт также умышленно использовал четырехстопный хорей – этот стихотворный размер придает произведению особый ритм и мелодичность, которые вообще свойственны лирике Жуковского. С тоже же целью поэт чередует мужскую и женскую рифму, меняет типы рифмовки.
Средства выразительности
Несмотря на то, что в стихотворении использовано достаточно немного привычных художественных средств, поэту удается создать яркие образы и передать все эмоции лирического героя. В его вольном переводе каждое слово – на своем месте. Об особой роли метафоры “жизнь души”
уже было сказано выше, но свое предназначение есть и у каждого тропа.
Так, эпитет “теплый дождь”
использован, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь дожди бывают и осенью, но только весной они теплые
Еще одна метафора – “лепет рощи”
– показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который что-то радостно лепечет, просыпаясь.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 7В каком году Жуковским было написано стихотворение "Приход весны"?