Роль художественной детали в рассказах Чехова
Практически каждый писатель для создания образа использует в своём творчестве художественные подробности — детали. Без них просто невозможно полно и точно передать характеристику героя и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить.
Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали
Антон Павлович Чехов с большим вниманием относился к такому элементу литературного произведения, как художественная деталь.
Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера героя, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объём произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность давать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несёт в себе именно художественная деталь.
Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место. Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Подобного рода деталь, наоборот, даёт понять, что жизнь «душечки» далеко не прекрасна.
Обратим внимание ещё на одну деталь в этом рассказе.
«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже такая деталь, как кресло (без одной ножки), преследует аналогичную цель — подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт свою Манюсю с куском синей материи в руках. При объяснении в любви он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю». Такой деталью подчеркиваются глубокие переживания героя.
В «Палате № 6» также деталям уделено внимание. Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: «Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».
В рассказе «Хамелеон» яркой художественной деталью является шинель полицейского надзирателя Очумелова. Он просит то надеть на себя шинель, то снять её. Его бросает то в жар, то в холод. И это ещё раз подчёркивает, как меняется поведение и состояние героя в зависимости от обстоятельств. Одной деталью Чехов раскрывает сущность характера героя: Очумелов — «хамелеон», он меняет «свою окраску» — то он готов пресмыкаться перед высшим чиновником, то помыкать простыми людьми.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о мелком чиновнике Червякове, который, чихнув, обрызгал слюной генерала. Поражённый и испуганный чиновник начинает преследовать генерала и извиняться перед ним, причём такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и тот выгоняет Червякова. Последняя фраза разумно объясняет всё: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень ёмкая деталь – вицмундир, который, казалось, прирос к чиновнику. Даже перед смертью Червяков не снимает его, так и его подчинение генералу остаётся с ним до самой смерти. А то, что генерал посчитал его проступок ерундой, мелочью, становится для него непостижимой ситуацией.
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает лишних деталей. Каждая из них несёт в себе важную смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.