Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» строится на изучении истории создания этого произведения, его композиционных особенностей, а также образных средств, используемых в тексте.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных дактилем с перекрестной рифмовкой (это стихотворный размер нередко встречается в поэзии Лермонтова):
История создания
Стихотворение было написано в 1840 году, в Петербурге, где Лермонтов гостил у друзей перед своим вторым отъездом на Кавказ. Ожидание скорой дороги и изучение сумрачного петербургского неба, покрытого тучами, привело к рождению стихотворения, пронизанного мотивом изгнания, поиска своего пути, переживаний чувств одиночества и тоски.
Композиционное строение
Стихотворение, состоящие из трех строф, состоит из двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого сравнения. Мчащиеся вперед тучи, подгоняемые ветром, сравниваются с душевным состоянием лирического героя стихотворения, также не знающего до конца, куда его занесет судьба. Герой испытывает состояние умиротворения, однако, ощущает себя чужим всему, что видит вокруг. Он спокоен, одинок и свободен, но он понимает, что это временное и кажущееся спокойствие.
Мотив одиночества и бесприютности сочетается с мотивами тоски и любви к Родине, которая не готова ответить лирическому герою ответной взаимной любовью. Тема Родины возникает в последней строке стихотворения:
«Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.»
Родина рассматривается лирическим героем как нечто непостоянное, ускользающее. Как женщина, требующая любви, но не всегда готовая подарить свою любовь.
В стихотворении присутствует два плана: это мир идеальный – мир природной гармонии и красоты, а также мир человеческий – мир несовершенства и страстей. Лирическому герою хочется вырваться из своего несовершенного мира в мир природы, но он понимает, что это возможно сделать, только пройдя через смерть.
Если учитывать тот факт, что самому поэту осталось жить на земле немногим более года, то это стихотворение приобретает мистический глубокий смысл как определенная веха его творческого и жизненного пути.
Образные средства
Анализируя «Тучи» Лермонтова, можно отметить, что в этом стихотворении используется большое количество разнообразных средств создания образной выразительности.
В первую очередь это эпитеты: «степь лазурная», «милый север», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».
В тексте используются инверсии для придания особой образности стихотворению (смысл этого приема связан с перестановкой слов в поэтическом произведении):
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною.»
Подчеркивает философский смысл стихотворения использование в тексте анафоры, заключающейся в повторении слова «или» в начале каждого ряда («Или на вас …. / Или друзей ….»).
В стихотворении используется характерная для творчества Лермонтова антитеза: мир человеческий чувств и переживания сопоставляется с миром природы. В данном случае вечные изгнанники – небесные тучи, мчащиеся по небу в неизведанную даль, сопоставляются с образом человеческих исканий, стремления к познанию смысла жизни, определения своего жизненного пути.
Усиливает эту антитезу прием олицетворения (поэт обращается к тучам небесным так, как будто перед ним живые существа) и риторические вопросы:
«Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная?
злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?»
Точный и емкий образ небесных тучек становится символом одиночества, неприкаянности и вечного поиска смысла своего бытия. Благодаря этому образу поэту удается точно передать мир своих сомнений, страстей и переживаний.
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» помогает увидеть, как создавалось это художественное произведение, помогает читателям понять не только переживания лирического героя стихотворения, но и познать мир собственных чувств и стремлений. Безусловно, это стихотворение является не только гениальным творением М.Ю. Лермонтова, но и прекрасным произведением русской классической литературы.