Классификация органических соединений

3.9

Органическая химия – это химия соединений углерода, или, иначе, химия углеводородов и их производных. Какова же классификация и номенклатура органических соединений?

Что такое органические соединения?

По составу органические соединения делятся на классы – углеводороды и функциональные производные углеводородов.

Углеводороды – это органические соединения, в состав которых входят только атомы углерода и водорода (и в основе которых лежит цепь, построенная из углеродных атомов).

Таблица углеводородов
Рис. 1. Таблица углеводородов.

Функциональные производные углеводородов имеют одну или несколько функциональных (действующих) групп, которые содержат атомы других элементов (кроме углерода и водорода) и определяют свойства данного класса соединений. В состав функциональных групп входят атомы таких элементов, как кислород, азот, сера. Основные классы органических соединений характеризуются видом функциональных групп.

По форме углеродной цепи органические соединения делятся на соединения нормального и изостроения, а также на соединения с открытой углеродной цепью (ациклические) и с замкнутой углеродной цепью (циклические).

Соединения нормального строения имеют углеродную цепь без разветвлений, а соединения изостроения имеют разветвления в углеродной цепи

Виды углеродных цепей
Рис. 2. Виды углеродных цепей.

По типу химической связи между атомами углерода органические соединения делятся на насыщенные (предельные) и ненасыщенные (непредельные). Насыщенные содержат только простые углерод-углеродные связи, а ненасыщенные – хотя бы одну кратную связь.

Соединения с открытой цепью – насыщенные и ненасыщенные – называют соединениями жирного ряда., или алифатическими.

Циклические соединения (насыщенные и ненасыщенные) называют алициклическими.

Существуют соединения с особым видом связи, которые называют ароматическими

Номенклатура органических соединений

В настоящее время органические соединения называют согласно правилам Международной систематической номенклатуры. Для распространенных в быту и промышленности соединений, особенно природных, используется тривиальная номенклатура, включающая исторически сложившиеся названия. Для некоторых, особенно монофункциональных, соединений применяется разновидность МСН – радикально-функциональная номенклатура.

Основные принципы составления названия соединения по МСН:

• молекула рассматривается как производное предельного углеводорода;
  • в молекуле выбирают самую длинную углеродную цепь, содержащую функциональную группу или кратную связь, если они есть. цепь называют, как соответствующий предельный углеводород;
  • главную цепь нумеруют с того его конца, к которому ближе стоит старшая группа в молекуле;
  • если в главной цепи есть кратная связь, то в названии предельного углеводорода окончание -ан меняется на соответствующее;
  • если в главной цепи есть функциональная группа, то к названию главной цепи прибавляют соответствующее окончание;
  • перед названием главной цепи перечисляют названия радикалов, не входящих в главную цепь, но связанных с ней, с добавлением одного локанта на каждый радикал.
Номенклатура классов органических соединений
Рис. 3. Номенклатура классов органических соединений.

Все органические соединения можно разделить на два больших класса углеводородов и их функциональных производных. Также для классификации органических соединений существует специальная номенклатура, с помощью которой даются названию тем или иным соединениям.

Атомы каких элементов входят в состав углеводородов?