Анализ Медного всадника Пушкина 10 класс
Корни написания поэмы “Медный всадник” А. Пушкиным восходят к середине первой половины 19 века. В это время личность Петра Великого вызывала много споров: одни считали его значимой фигурой, другие видели противника тогдашней России. Пушкину же удалось совместить эти два мнения, тем самым дав богатое представление о событиях того времени.
Начинается поэма с описания болотистого места, на котором в дальнейшем и будет возведён Петербург. В дальнейшем автор показывает нам уже построенную столицу и знакомит с неким Евгением. Евгений – человек честный и праведный, давно мечтающий жениться на любимой женщине. Однако его мечты рушит один несчастный случай: вода Невы выходит из берегов, унося много жизней, в том числе и жизнь Параши.
Смерть возлюбленной мучает сильным образом Евгения, будучи эмоциональным он винит даже самого Петра, ведь именно тот построил город возле этой бурной реки. Всадник стремглав становится живым и начинает гнаться за Евгением, размахивая саблей. Такое развитие повествования показывает над два диаметрально отличающихся образа: образ народа (в лице Евгения) и образ государства (в лице Медного всадника). Через беспомощность главного героя, Пушкин подчёркивает ничтожную роль маленького человека на уровне государственного устройства. Именно поэтому в конце произведения Евгений умирает в полном забвении, а памятник Петра так и остаётся стоять на своём месте.
Читая поэму, нельзя не отметить экзотичность стихотворной рифмовки: она соединяет в себе парную и кольцевую рифмовку. Размер же стихотворения – четырёхстопный ямб, который придаёт произведению особое лаконичное звучание.
Подчёркивая связь с событиями, автор строит поэму с помощью параллелизма композиции: сначала он событиях при жизни Петра, затем переносится в будущее, начиная повествование о Евгении.
В поэме встречается ряд средств выразительности: метафоры (“в Европу прорубить окно”, “спящие громады”), сравнения (“как перед новою царицей порфироносная вдова”, “Нева, как зверь, остервенясь”), олицетворения (“Нева вздувалась и ревела”, “насмешка неба над землёй”), эпитеты (“дум великих”, “пустынных улиц”, “пустынных волн”, “по оживлённым берегам).
Подводя итоги, можно сказать, что составляющая часть поэмы основана на противостоянии Евгения и Всадника, как отдельной личности и государства. Пушкину великолепно удалось передать атмосферу того времени, используя множество троп и фигур речи. Произведение “Медный всадник” можно смело ставить на полку лучшей мировой литературы.