"Дома новы но предрассудки стары" сочинение
Такую меткую и точную характеристику дал русскому обществу 20-ых годов 19 века А. С. Грибоедов устами своего героя Александра Чацкого.
Комедия “Горе от ума” была написана в 1825 г., когда уже больше 10 лет прошло после Отечественной войны 1812 года. Сгоревшая Москва отстраивалась; новые тротуары, дома в пьесе хвалит и Фамусов, и косноязычный Скалозуб. Но Чацкого, вернувшегося из-за границы, больше всего волнует не градостроительство, а то, как строятся общество, государство,человеческие отношения.
Он очень скоро получил ответ на свои вопросы. Все герои пьесы поочередно пытаются ему, как неудачнику, не сделавшему карьеры, втолковать правила успеха. Особенно старается Фамусов. Его мудрость – поступать, “как делали отцы”: угождать тому, кто выше, ради этого не грех и шутом-неваляшкой прикинуться. Вознаграждаются не личные ум и талант – важны лишь родство и связи, здесь только “по отцу и сыну честь”; должности, чины, награды раздаются родственникам, подхалимам. А талантов достаточно и двух – “умеренность и аккуратность”, как у Молчалина. В общем стремлении “и награжденья брать, и весело пожить” кружатся все эти господа, стремясь подпрыгнуть повыше (Скалозуб, например, “метит в генералы”).
Служение отечеству, польза общества – пустые слова для них. Очень красноречива сцена, где лакей Петрушка записывает все “дела” на неделю, которые должен успеть совершить важный чиновник Фамусов: побывать на званом обеде, на погребении, на крестинах – и всё! Так понимается служба. Это и есть предрассудки, по которым живёт московское дворянство.
Три года назад Чацкий сбежал от необходимости следовать им за границу, а возвратившись, убедился, что “не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары”. А самый ненавистный из них и возведённый в закон – крепостное право, по сути, рабство. Человека крепостного сословия могут продать, обменять на собак, заставить “щёлкать соловьём” для барской прихоти. Воспоминания об этом с детства хранятся в памяти Чацкого. Рабство пронизывает все слои общества: не только крестьяне порабощены, но и господа далеко не свободны: как бессловесный Молчалин уверен, что “надобно зависеть от других”, так и спесивый Фамусов живёт в страхе перед тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Чацкому невыносим дух рабства, проникший во все стороны жизни, в том числе и зависимость от иностранцев, которые диктуют моду на всё: на платье, образование, мысли.
Русские баре-холопы всё готовы принять, отказавшись от истинно русского, в том числе и от родного языка. Смельчак Чацкий готов побороться, он открыто спорит, судит, обвиняет. Но, видя, как всё фамусовское окружение ловко устраивается в жизни и вполне довольно существующим порядком вещей, подчинённым вековым предрассудкам, понимаешь, что Чацкий со своей тирадой “служить бы рад, прислуживаться тошно” долго в этом обществе не задержится. Не в его силах что-то изменить – только бежать, что он и делает.