"И точно начал свет глупеть" монолог Чацкого (анализ)
Комедия “Горе от ума” считается одним из вечных произведений. Она будет актуальна в любую эпоху.
Главный конфликт комедии заключается в столкновении идеалов века минувшего и века нынешнего. Фамусовское общество защищает идеалы старины. Вельможа-самодур времен правления Екатерины становится той целью, к которой стремится Фамусов и его единомышленники.
Век минувший отрицает просвещение, порицает чтение книг и любое стремление человека познать мир вокруг. Вместо этого лучше проводить время за пирушками, вести праздный образ жизни, пренебрежительно относиться к службе и выслуживаться перед начальством ради получения очередного чина.
Век нынешний, единственным представителем которого является Чацкий, направлен на обретение человеком свободы. И свобода эта заключается в познании мира, отмене крепостничества, работе ради блага общества, а не ради получения повышения по службе.
Монолог Чацкого из второго действия “И точно начал свет глупеть” считается завязкой центрального конфликта. Фамусов рассказывает о веке минувшем, призывает молодежь учиться, “на старших глядя”. Он восторженно рассказывает о покойном дяде по имени Максим Петрович, который любил кланяться и купался в роскоши.
Чацкий, выслушав хвалебные речи Фамусова, выступает со своим монологом. Он презирает век минувший и людей, которые “лесть как кружево плели”. Чацкий недоумевает, зачем ради чина нужно было раболепствовать и “отважно жертвовать затылком”.
Очевидно, что никакого уважения к чинам на самом деле нет. Есть лишь пустое раболепство, которое маскируется под корысть. Серьезные с виду люди с надменным нравом, желая прислуживать, тут же “сгибались вперегиб” перед начальством.
Нравы фамусовского общества непременно предполагали лицемерие. Тот же Фамусов проявлял уважение к нужным людям, к примеру, к полковнику Скалозубу. Простые люди не удосуживались уважения и добрых слов.
В своем монологе Чацкий утверждает, что это был “прямой век покорности и страха, все под личиною усердия к царю”. На самом же деле ни о каком усердии и речи не было. Чины и награды добывались не заслугами, а простым угодничеством.