Какое произведение А.С.Пушкин посвящает Н.М. Карамзину?
Известны сложности взаимоотношений Пушкина и Карамзина. Карамзину Пушкин посвятил две достаточно едких эпиграммы по поводу его «Истории государства Российского» :
1) «Послушайте, я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород, про время золотое,
И наконец про Грозного царя… » –
«И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью богатыря» .
2) В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Новатор во всем, что касалось литературы и языка, Карамзин был глубоким реакционером в политических вопросах. Естественно, Пушкин. выросший на дрожжах лицейского вольномыслия, относился критически к идеологическим основам «Истории государства Российского» . Сам Карамзин также критически воспринимал творчество Пушкина: «Вчера маленький Пушкин (Лев Сергеевич) читал нам наизусть цыганскую поэмку брата и нечто из Онегина; живо, остроумно, но не совсем зрело. От Пушкина к Байрону: его Дон-Жуан выпал у меня из рук. Что за мерзость! И даже сколько глупостей! » (письмо Карамзина Вяземскому от 2 декабря 1824 г.) .
Несмотря на эти отношения, Карамзин принял самое деятельное участие в смягчении участи Пушкина, которому в 1820 г. угрожали Соловки или Сибирь. 17 мая 1820 г. Карамзин пишет Вяземскому: «Пушкин, быв несколько дней совсем не в пиитическом страхе от своих стихов на свободу и некоторых эпиграмм, дал мне слово уняться и благополучно поехал в Крым месяцев на пять.. . Если Пушкин и теперь не исправится, то будет чертом еще до отбытия своего в ад».
В 1820-х наступил период их личного охлаждения. Карамзин “отстранил” от себя Пушкина, который позднее признался, что Карамзин под конец был ему “чужд”. В 1820, однако, Карамзин принял ближайшее участие в облегчении участи Пушкина, взяв с него слово “два года ничего не писать противу правительства”.
Общение с Карамзиным продолжается в письмах в михайловский период, когда историограф указывает Пушкину на некоторые материалы для “Бориса Годунова”. Свою трагедию Пушкин посвятил “священной для Россиян памяти Николая Михайловича Карамзина”.
В доме своих родителей в детстве Пушкин не раз видел Карамзина. Сергей Львович Пушкин вспоминал позднее, как во время одного из визитов Карамзина, малолетний Пушкин «вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз».
С семьей Карамзиных общение Пушкина началось 25 марта 1816 в Царском Селе.
«Сердечная приверженность» вот как позже, десять лет спустя, определит поэт свои чувства во время тех встреч.
Сам же Карамзин сообщает Вяземскому, что его посещают «поэт Пушкин, историк Ломоносов», которые «смешат добрым своим простосердечием. Пушкин остроумен».
В мае 1817 года историограф присутствует на выпускном лицейском экзамене по всеобщей истории. Из ведомости о состоянии Лицея мы узнаем, что в день рождения Пушкина, 26 мая 1817 года, его посещают: Карамзин, Чаадаев, Вяземский, Сабуров. Через четыре дня снова визит Карамзина и Вяземского.
Именно в этот момент происходит эпизод, который сложившиеся отношения подвергает испытанию: 18-летний Пушкин пишет любовное письмо жене историографа, 36-летней Екатерине Андреевне Карамзиной.
По свидетельству П. И. Бартенева