Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Вопросы и задания:
1.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2.
Как автор связывает самооценку человека (низкую или высокую) с его жизненной целью? Приведите не менее двух примеров людей, самооценка которых зависит от выбранной ими цели в жизни.
3.
Автор считает, что достойная самооценка человека, его внутренняя свобода и счастье зависит от выбора жизненно необходимой цели. Приведите цитату из текста, подтверждающую эту мысль, а также 2 примера выбора человеком достойной цели.
4.
На основе знаний обществоведческого курса и текста покажите два любых способа приобщения современных подростков к «жизненно необходимым» целям.
5.
Автор текста подчеркивает, что самая главная ошибка в жизни – неправильно выбранная цель. Приведите пояснение этой мысли и пример неправильного выбора.
1.
План:
- Жизненная цель – это оценка себя.
- Жизненная цель – получить материальные блага.
- Цель жизни – приносить людям добро.
- Две разных цели – две разных жизни.
2.
Автор связывает низкую самооценку с материальными ценностями, а высокую самооценку – с духовными ценностями и нравственными ориентирами.
– 1 пример: человек выбрал себе целью купить очень дорогую машину, как у чиновника с соседней улицы. Копил, даже перепродавал металл, взятый незаконно с работы. На машину накопил, но стал жить нечестно. Самооценка пострадала, так как он в душе знал, каким путем накопил на машину, да и к тому же – у чиновника уже появилась машина еще лучше, чем прошлая.
– 2 пример: цель девушки была помогать детям-сиротам. Она не смогла ничего придумать лучшего, как основать детский дом семейного типа. Пятеро детей обрели семью.Добро умножилось на пять, а когда дети вырастут хорошими людьми, то умножится еще на пять семей как минимум.
3.
“Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.”
2 примера выбора достойной цели:
– Учитель не по профессии, а по сердцу.
– Врач-реаниматолог, спасающий людей.
4.
– Создание организации помощи одиноким пожилым людям.
– Создание в школе кружка “Служба доверия”, где можно оказать поддержку детям, которые попали в трудную ситуацию (в семье или в обществе).
5.
Если все время и все жизненные силы направлены на то, чтобы добиться пустой цели, то уже не остается сил на что-то по-настоящему ценное. Теряется сила духа, совесть, чувства… Например, если стремиться только достичь звания профессора-физика, а не думать о последствиях, то можно вместо изобретения аппарата, спасающего жизни, изобрести оружие, убивающее людей.