"Луч света в темном царстве" образ Катерины
Называя Катерину лучом света в темном царстве, Добролюбов видит в ней “…протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу”. Критик утверждает, что “Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе”. Критик подчеркивает, что “Характер Катерины …составляет шаг вперед во всей нашей литературе”. По мнению Добролюбова, “Произвол, с одной стороны, и недостаток осознания прав своей личности, с другой, – вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений”. “… самый характер Катерины… веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели”.