Мятежный дух лирики Лермонтова
Помогите найти материалами для сочинения
Когда то писали доклад на эту тему, надеюсь поможет.
Мятежный дух лирики Лермонтова
Многие современники Лермонтова ценили его поэтический дар за то свободолюбие, которое в нем присутствовало. Мятежный дух лирики Лермонтова был близок и понятен его ровесникам, ищущим ответы на вопросы о том, что есть свобода человека и где находятся границы этой свободы.
«Нет, я не Байрон, я другой…» Тема личной свободы и особого предназначения поэта в лирике Лермонтова
Мятежный и свободолюбивый дух поэзии Лермонтова проявляется в особом понимании роли поэта в обществе. Поэт – это особенный человек, свобода которого священна, потому что поэт имеет право говорить миру истину.
Уже в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов пишет об этой особенной миссии поэта:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
В стихотворении «Пророк» эти мотивы усиливаются. Сюжет стихотворения связан с одноименным произведением А.С. Пушкина. Бог влагает в уста пророку истину, пророк идет к людям, а те побивают его камнями:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Стихотворение на этом сюжете обрывается, однако, здесь звучит тема разочарования миром Божьим и бунт против Бога и людей, который потом повторится в бунте героя Ф.М. Достоевского Ивана Карамазова. Люди не хотят слушать слова пророка, поэтому пророк восстает против Божьего завета и мира людей.
Протест против человеческих страданий как основа мятежной лирики Лермонтова
Мятежный дух Лермонтова проявлялся как в личном неприятии какого-либо насилия, так и в неприятии человеческих страданий. Наблюдаемые лирическим героем стихотворений страдания вызвали в нем чувство протеста и желание им противопоставить настоящий бунт против существующих порядков жизни.
В своем юношеском стихотворении «Стансы» (1831) он напишет:
Я сын страданья. Мой отец,
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском
Младая ветвь на пне сухом; —
В ней соку нет, хоть зелена, —
Дочь смерти — смерть ей суждена!
Отсюда характернее для героя стихотворений Лермонтова мотивы презрения к окружающему миру, попытка отказаться от человеческого общества, мятеж против него:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски <…>
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Таким образом, тема мятежа является одной из важных тем философской лирики М.Ю. Лермонтова. Эта тема находит свое яркое воплощение во многих стихотворениях автора.