Образ подвижника, тема служения России в лирике Н.А. Некрасова
Для Некрасова была актуальна проблема рабства в России. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию, чего в его времени не произошло.
Лирический герой Некрасова — поэт, размышляющий о своем поэтическом даре, гражданской миссии, долге и ответственности перед народом, о своих стихах и читателях, о «музе». Часто лирический герой раскрывается в стихотворных монологах- исповедях («Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Зине», «Безвестен я. Я вами не стяжал…», «Замолкни, Муза мести и печали…»). Однако
внутренний мир лирического героя может быть выражен косвенно и в таких риторических стихотворениях, где нет лирического «я» как такового.
Некрасов —остросоциальный поэт, и его лирический герой имеет определенный социальный облик. Сам Некрасов по происхождению был дворянином, но для его поэзии характерен антидворянский пафос. Сравнительно редко в стихотворениях появляются переживания помещика («Псовая охота»). Большинство монологов-исповедей принадлежат профессиональному поэту и журналисту, т. е. представителю демократически настроенной разночинной интеллигенции, которой Некрасов был идейно близок.
Диалог с крестьянином. В некоторых стихотворениях изображается встреча (знакомство) лирического героя с крестьянином (ямщик в стихотворении «В дороге» (1845), «мужичок-с-ноготок» в поэме «Крестьянские дети» (1862). Происходит драматическое «узнавание» чужой судьбы, напряженное «вглядывание» друг в друга, лирический герой обретает новое знание — о мужицкой правде, о нелегкой крестьянской судьбе, «доле». В этой ситуации лирический герой выступает как субъект переживания, а крестьянин — как объект, на который это переживание направлено.
Муза в образе крестьянки. Один из важных аспектов некрасовского лирического героя — условно-символическое самоотождествление с крестьянством. Мы не говорим здесь о примерах «ролевой» лирики («Калистрат»), где монолог принадлежит крестьянину, — это не «лирический герой». Сложнее обстоит дело со стихотворениями типа «Вчерашний день, часу в шестом…», где избиваемая кнутом крестьянка объявляется сестрой Музы поэта. Аналогичный образ «крестьянской» Музы встречается и в других стихотворениях: «О Муза! Наша песня спета…», «О Муза! Я у двери гроба…» (1878), «Безвестен я. Я вами не стяжал…». Рассмотрим этот символ более подробно.
1. Метонимический аспект: муза — крестьянка, потому что поэт пишет о крестьянах.
2. Аллегорический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэта (см. в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848): конкретный, прозаический «кнут», которым бьют крестьянку, превращается в условно-романтический «бич», который в поэзии некрасовского направления устойчиво ассоциируется с темой цензуры, этим «бичом» бьют уже Музу).
3. Глубинно-символический аспект: судьба крестьянки похожа на судьбу поэзии в некрасовскую эпоху. Обратите внимание на важный мотив «безмолвия» Музы! (Найдите его в названных стихотворениях.)
Что означает это безмолвие? Может быть, этот символ означает подвиг, аскезу современной Некрасову поэзии, которой, как Христу в Евангелии, достается «рабский облик» (снижение до прозы, публицистики) и крестные муки. (Для сравнения: кто из русских поэтов XX в. писал: «…я себя смирял, становясь на горло собственной песне»?)
Поэт и гражданин. В стихотворении «Поэт и гражданин» повторяется рылеевское поэтическое кредо, но немного в другом контексте и другой формулой: «Я не поэт, я гражданин» (К. Рылеев) — «Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан» (Н. Некрасов). Известна ироническая реплика Пушкина о Рылееве, что дело поэта — писать стихи, а если кто хочет просто «гражданствовать», то пусть пишет «прозою».
29. Любовная лирика Н. А. Некрасова. «Проза любви».
Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует’ тонкие движения человеческой души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.
О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.
Объектом внимания поэта становится “проза в любви” с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.
В стихотворении “Мы с тобой бестолковые люди…” Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких сюбытиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”.
Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно…”).
Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение “Застенчивость”. В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.
Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его “бесталанной долюшки слезной”, его “сознанья бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня бедность грозная”. Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах “гири железные”.
Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг…” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:
Истерзана, озлоблена борьбой…
Страдалица! Стоишь передо мной…
В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение “Да, наша жизнь текла мятежно…” Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.
Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.
Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.
Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово “вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.
Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении “Давно отвергнутый тобой…”. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.
В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленъя, —
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, —
Благослови и не забудь!
“Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.