почему стихотворение Фета "майская ночь" так названа
Стихотворение « Еще майская ночь …» было написано поэтом » 1857 году, впоследствии положено на музыку А. С Аренским. Это стихотворение уже зрелого мастера, получившего широкую известность. Оно представляет собою картину прекрасной майской ночи, набросанную всего несколькими легкими, но выразительными штрихами. В этой картине — восхищение поэта и его любовь к родной земле:
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю родной полночный край!
Взволнованные восклицательные интонации создают возвышенный эмоциональный настрой авторского описания. Природа одухотворена: звезды, дрожащие листы берез — все это предстает перед читателем не просто одушевленной, но поистине живой картиной мира. Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество. Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти — смерти от счастья:
Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.
Мучительно сладкое томленье, восторг, счастье, от которого хочется плакать, вдохновение творчества — вот то необычное состояние души, эмоциональный взрыв, который вызывает в лирическом герое соловьиная майская ночь . Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики. Эпитеты («лист полупрозрачный») , олицетворения (звезды «тепло и кратко в душу смотрят вновь») , сравнения (березы дрожат — «так деве новобрачной и радостен и чужд ее убор») . Повторы восклицаний («Какая ночь !») создают эффект эмоционального подъема, обращения к ночи делают ее действующим участником картины, способным отзываться и сопереживать. Звуковая организация стихотворения, как и синтаксическое его построение, направлена на создание напевности, плавности, нежной и мелодичной речи. Все это в который раз доказывает мастерство А. А. Фета в создании незабываемых шедевров пейзажной лирики. В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега» , «песнь» , «душа» , «тревога» , «любовь» , «береза» , «дева» и другие) . Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
Вот кульминация и идея стихотворения. Отрицания в последней строфе, а также эпитеты «невольной» , «последней» свидетельствуют о том, что лирический герой переполнен чувствами. Его великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как он боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Отсюда и слово “еще” в названии стихотворения. Поэту хочется как можно дольше ощущать эти неповторимые сладостные минуты, еще продлить майскую ночь. Я думаю, творец в стихотворении Фета переживает и о своей будущей возможной несостоятельности. Ведь муза коварна. Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей?
Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.