Пророк Пушкин: значение слов в стихотворении
Лариса Самодурова
Правильный ответ
Лексический состав стихотворения “Пророк” продиктован содержанием, отсылающим читателей к библейской теме древних пророков, получавших божественный дар всеведения и миссию открывать людям правду, как бы она ни была горька. Пророки всегда гонимы: “Нет пророка в своём отечестве”.
Пушкин описывает мучительный процесс рождения из человека пророка: все его чувства должны переродиться и обрести новое качество. Использование возвышенной церковно-славянской лексики, архаизмов, устаревших грамматических форм придаёт стихотворению суровую торжественность.
Знакомство с лексическим комментарием подготовит к пониманию образов и смысла всего стихотворения:
- серафим – исполнитель воли Бога, верховный ангел 9-го чина, находящийся у самого престола господня. Серафимы – шестикрылые духовные существа с человеческими лицами;
- “перстамилёгкими” коснулся“зениц”– лёгкими пальцами коснулся глаз;
- “отверзлись вещие зеницы”– открылись глаза, но их зрение стало иным: проникающим всюду,ведающимвсё вокруг. Это испугало самого героя;
- “внялнеба содроганье игорнийангелов полёт” – услышал и понял жизнь высших грозных небесных сил, где обитают ангелы;
- “гад…подводный ход, / И дольней лозы прозябанье” – пророк одновременно постигает и жизнь обитателей морского дна; и видит прорастанье из-под земли стебля лозы;
- “десницею кровавой” – правой рукой (крылом) серафим вложил в уста пророка мудрый язык змеи, вырвав человеческий, способный грешить, то есть говорить неправду и лукавить;
- “трепетноесердце” – несмелое, боязливое сердце не уверенного в себе человека;
- “и виждь, и внемли” – смотри, слушай, понимай;
- “глаголомжги сердца людей” – словом пророка страстно обращайся к сердцам людей, не оставляя их равнодушными.
4.1
Опубликовано