В комедии РЕВИЗОР единственный положительный герой
Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.
Положительное начало в “Ревизоре” – смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то “честное лицо”, которое определяет смысл комедии.
“Смех” в “Ревизоре” проникнут верой в “светлую природу человека”, в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. “Немая сцена”, завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество “правосудия”, торжество высшего нравственного начала.
Действительно, положительных героев в комедии «Ревизор» нет. Интересна мысль о том, что «смех» — единственное честное и благородное лицо. Это, конечно, не развлекательный, а грозный смех, смех сквозь слезы. В пьесе осмеиваются человеческие пороки: трусость, жадность, чинопочитание, отсутствие уважения к себе и другим. Косность системы, где рука руку моет, где всё переплетено в клубок, где плохие люди поддерживают и покрывают плохих, потому что это им выгодно. Страшно становится после того, как посмеешься вдоволь! Закон несоответствия реализован в комедии так: пустоголовый, легкомысленный Хлестаков приобретает, пусть на короткое время, могущество; неглупый человек городничий не распознает мнимого обмана; он же, неглупый человек городничий, вместо того, чтобы организовывать порядок в городе, заботится только о том, чтобы прикрыть недостатки. Можно продолжать бесконечно. Несоответствия пронизывают произведение, делают его смешным.