Предложения по цели высказывания

Предложения по цели высказывания
4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 166.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 166.

При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его, в том числе по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит – эти вопросы освещаются в нашей статье.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Что такое цель высказывания

Основная функция речи – коммуникативная. Это значит, что в первую очередь она нужна для того, чтобы передать какую-то информацию, для общения. Если наше сообщение, письменное или устное, получено и понято адресатом, то цель достигнута.

Чтобы нас поняли, мы стараемся правильно подбирать наиболее точные слова, а также писать и говорить без ошибок, которые могли бы затруднить понимание, а то и сделать его невозможным. Мы правильно строим фразы с учетом их смысла и цели. Например, если мы хотим о чем-то спросить, мы строим фразу в форме вопроса и произносим ее с особой интонацией, а если это письменная речь, то мы ставим в конце предложения вопросительный знак.

Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы.

  • Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель – повествование, сообщение информации.
  • Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
  • Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им – побуждаем что-то сделать.

Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Различение предложений по цели высказывания

Чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.

Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.

Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:

  • Уже вечер.
  • Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
  • Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!

Если наша цель – выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.

Вот примеры таких предложений:

  • Кто пойдет в магазин за хлебом?
  • Что это?
  • Вы будете участвовать в конкурсе?

Если же наша цель – побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.

Приведем примеры и таких фраз.

  • Иди скорее!
  • Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
  • Не плачь, девчонка!

Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.

То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.

Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.

Предложения по цели высказывания и по интонации

Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного – вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.

Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») – это отдельная характеристика.

Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

Сегодня суббота!

И ты пойдешь?!

Не отставай!

невосклицательное

Урок начался.

Пойдешь в кино?

Принесите еще чашечку, пожалуйста.

Заключение

Что мы узнали?

Каждое высказывание преследует какую-то цель. Одни передают информацию – это повествовательные предложения. Другие о чем-то спрашивают – это вопросительные. Третьи к чему-то побуждают – они называются побудительными. Эта характеристика не дублируется характеристикой интонации, а дополняется ею, так как предложение, каково бы оно ни было по цели высказывания, может быть и восклицательным, и невосклицательным.

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Что необходимо указать, когда даешь характеристику предложения?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Валентина Мальцева
    7/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 166.


А какая ваша оценка?

закрыть