Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

У нас появилась новая характеристика Варвары.

Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» — это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого — лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет — гуляет с Ваней Кудряшом, хочет — с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара — ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Гроза»

для самых нетерпеливых -

Очень краткое содержание «Гроза»

для самых компанейских -

Главные герои «Гроза»

для самых любопытных -

Анализ «Гроза» Островский

для самых крутых -

Читать «Гроза» полностью
  1. /19
    Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Жирабек Нурсултанович
    19/19
  • Богдан Козлов
    18/19
  • Ислам Курбанов
    12/19
  • Ольга Говгаленко
    19/19
  • Наталья Бережук
    17/19
  • Aysuliw Aynazarova
    15/19
  • Нина Стародубровская
    17/19
  • Алим Алхасов
    13/19
  • Анна Стефановна
    11/19
  • Вера Лебедева
    16/19
закрыть