Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 46.

Обновлено
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 46.

Обновлено

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.

О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Жанр

Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.

Тест по произведению

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    В каком году М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение «Карась-идеалист»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Даврон Кабулов
    10/10
  • Валентина Воронцова
    10/10
  • Егор Леванович
    10/10

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 46.


А какую оценку поставите вы?

закрыть