Образ дороги в поэме “Мертвые души”
Странствие по Руси невозможно без дорожных впечатлений. Образ дороги в поэме «Мертвые души» – отдельно стоящий персонаж. Причем он живой, меняющийся, вызывающий страсти и наводящий на размышления.
Смысл образа
Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:
- Сам человек едет или движется по накатанной?
- Едет или его везут?
- Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
- Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
- Куда летит Русь?
- Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?
В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.
Дорога главного персонажа
Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?
Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.
Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.
Лирическое отступление
Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:
- «дрожь прохватила члены»;
- «сап лошадей»;
- «дремлешь и забываешься и храпишь»;
- «на вершине неба солнце.
Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.
Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:
- верста с цифрой;
- зажатый в угол сосед;
- белые дома;
- бревенчатые избы;
- открытый пустырь.
Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!
Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».
для самых рациональных -
Краткое содержание «Мертвые души»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Мертвые души»для самых компанейских -
Главные герои «Мертвые души»для самых занятых -
Читательский дневник «Мёртвые души»для самых любопытных -
Анализ «Мёртвые души» Гогольдля самых крутых -
Читать «Мертвые души» полностью- /19Вопрос 1 из 19
К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Semyoshik Idkn19/19
- Magomaeva Makka9/19
- Никита Потанин17/19
- Пшеиатв Кпарщшводл15/19
- Галина Мурашкина19/19
- Настя Абдулкадырова11/19
- Даниил Сивов15/19
- Варя Аксёнова11/19
- Наталья Балаг19/19
- Марина Тлепсерукова18/19