Русь в поэме “Мертвые души”

Писатель изобразил целую эпоху из истории страны. Русь в поэме «Мертвые души» правдиво предстала в своем многообразии человеческих характеров, пейзажных картин и архитектурных строений. Рассмотреть можно мелкие детали и огромные просторы любимой России.

Поэма в прозе

Русь, по замыслу Гоголя, описывалась в трех томах. Первый – российская действительность, второй – возрождение чичиковых, третий – великий расцвет общества. Замысел так и остался в уме писателя. Первый том – все, что осталось читателям. От второго тома есть частичные сцены, а третий так и не был начат. Почему автор изменил свое решение? Возможно, уже в первой части есть все, что хотел Гоголь донести своим словом. Может быть, персонаж вышел из-под пера немного не таким, каким был задуман. Вариантов множество. Читатель имеет право сам решить, почему нет продолжения сюжета. Важно то, что поэма получилась законченной. Ощущения, что следует еще что-то написать, нет. Автор оставляет на суд читателя судьбу всех персонажей, дает простор мышлению и позволяет самостоятельно найти им место в будущем.

Воскрешение Руси

Образ Руси в поэме «Мертвые души» движется по сюжету, иногда уводит читателя в сторону, дает поразмышлять о смысле жизни, отвлечься от тягостных мыслей и невеселых встреч. Русь постоянно ускоряется. Тройка, в которой Чичиков мирно расположился для продолжения странствия, преображается в птицу. Кто придумал тройку? Бойкий русский народ. Тройка мчащихся коней могла появиться только на широких, «на полсвета», просторах Руси. В других странах ей не хватило бы места разбежаться и считать «версты, пока не зарябит» в глазах от скорости. Классик восхищается мастером – ярославским расторопным мужиком, который создал «дорожный снаряд». Кони мчат его вихрем, в колесах не видны спицы.

Сила нарастает, мысли набирают неуловимые обороты. Русь уже не летит, а несется. Никто не может ее остановить. Пешеходы вскрикивают в испуге. Кого хотел спрятать за образом прохожих автор? Наверное, тех, кто не успевает за Русью, или тех, кто смотрит со стороны, надеясь на остановку.

Светлое будущее

Русь мчится вперед. Ее образ встает перед глазами читателей. Множество художников пытались выхватить тройку из текста и перенести на бумагу. Коней не обогнать. Дорога дымится под повозкой, «гремят мосты» – это мелочные помещики, алчные и ничтожные, остаются сзади.

Кони пугают созерцателя. В них такая сила, что ее можно сравнить с молнией, сброшенной с неба. Движение наводит ужас на обывателей, им не справится с конями. В гривах сидят вихри – это мысли образованных людей, желающих, как Гоголь, Руси только светлого будущего. В жилках чуткие уши – это олицетворение скрытых сил, выводящих Россию вверх из нищеты и рабства. Дружно напрягаются «медные груди» – силен и здоров русский человек. В нем издавна заложено богатырство, стать и крепкий дух. Смелость и уверенность в победе – черты характера нации.

Тройка летит, не задевая земли. Она поднимается так высоко, как может подняться только Бог. Он вдохновляет Русь на подвиги. Чистая святая вера всегда поддерживала русского человека.

Русь, куда ж несешься ты? Не дает ответа великая страна, она обходит другие народы и государства, идет своей дорогой, не преграждая никому путь.

Русь-тройку сопровождает колокольчик. Мирный и ровный, он приятно заполняет воздух. Звон колокольчика – еще один символ Руси. Он может звучать по-разному: нежно и тихо, звонко и резко. Колокольчик рвет воздух, гремит и заливается – это слава русского народа.

У Гоголя Русь не представить остановившуюся. Она ищет свой путь, постоянно движется. Написать сочинение «Образ Руси в поэме «Мертвые души» не получится без изучения лирического отступления писателя. Материал поможет проникнуть в строки автора о Птице – тройке, олицетворяющей Русь.

Предметы