Характеристика Ивана Флягина
Главным героем повести Николая Лескова «Очарованный странник» является Иван Флягин — крепостной крестьянин, которому довелось перенести тяжелейшие испытания и прожить невероятно насыщенную жизнь. Характеристика Ивана Флягина дана автором для лучшего понимания национального характера простого русского человека. Сильный, честный, добродушный и милосердный, он готов помогать всякому, кто попросит о помощи. Но вместе с тем Флягин не идеальный персонаж: ему присущи слабости и пороки, он допускает ошибки. Главная черта героя — развитие на протяжении всей жизни.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Полное имя — Иван Северьяныч Флягин.
Возраст — 52 года.
Род занятий — крепостной крестьянин, нянька, лекарь, конэсер, военнослужащий, чиновник, артист, монах.
Семья — отец Северьян Иваныч.
Социальное положение — крепостной крестьянин, в зрелом возрасте становится дворянином.
Происхождение — родом из бедной крепостной семьи.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — высокий, крупный, физически очень сильный мужчина с густыми седыми волосами и усами.
Характер — смелый, неприхотливый, честный, простодушный, наивный, жестокий, грубый, ответственный, религиозный, безвольный, бесчувственный.
Положительные черты — добрый, справедливый, заботливый, честный, простодушный, искренний, отзывчивый, сострадательный, ответственный, жертвенный, патриотичный.
Отрицательные черты — грубый, чёрствый, жестокий, эмоционально нестабильный, горделивый, безвольный, ленивый.
Произведение — «Очарованный странник»
Автор — Николай Лесков.
Цитатная характеристика
Описание образа Ивана Флягина с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что по происхождению он принадлежит к крепостным крестьянам. Его семья была собственностью графа из Орловской губернии.
«Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К.* из Орловской губернии».
Полное имя героя — Иван Северьяныч Флягин.
«Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали)…»
Родители Флягина были простыми крестьянами. Отец, Северьян Иваныч, служил у графа кучером. Матери своей Иван Флягин не знал, поскольку она умерла при его рождении.
«Родитель мой, Северьян Иваныч…»
«Мой родитель был кучер Северьян…»
«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню…»
«…сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою…»
Иван Флягин — «молитвенный» сын, так как его мать, долгое время не имевшая детей, вымолила его у Господа, но за это поплатилась жизнью.
«…я был у нее молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у бога все выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла…»
Иван Флягин при рождении был обещан Богу его матерью.
«— А знаешь ли, — говорит, — ты еще и то, что ты сын обещанный?Источник: Глава 2
— Как это так?
— А так, — говорит, — что ты богу обещан.
— Кто же меня ему обещал?
— Мать твоя».
В отрочестве Иван Флягин становится виновником гибели монаха, который во сне предсказывает ему судьбу: Флягину суждено много раз находиться на волосок от гибели, но чудом выживать. В конце жизненного пути он должен стать монахом.
«А вот, — говорит, — тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы…»
«…я многое даже не своею волею делал.Источник: Глава 1
— А чьею же?
— По родительскому обещанию.
— И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
— Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть…»
«…первое самое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все мне монахом в видении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось за мое недоверие».
С рождения Флягин имел прозвище Голован, поскольку родился с очень большой головой.
«…я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован».
«…у меня есть человек — Иван Голован…»
С одиннадцати лет Флягин начинает служить у графа форейтором — кучером, сидящим на первой лошади в упряжке. Это работа очень тяжёлая, но у Ивана нет иного выбора.
«…когда я подрос, так меня к нему в этот же шестерик форейтором посадили».
«…как я на форейторскую подседельную сел, было еще всего одиннадцать лет…»
«…дальние пути не мог свободно верхом переносить, и меня еще приседлывали к лошади, то есть к седлу и к подпругам, ко всему ремнями умотают и сделают так, что упасть нельзя. Расколотит насмерть, и даже не один раз сомлеешь и чувства потеряешь, а все в своей позиции верхом едешь, и опять, наскучив мотаться, в себя придешь. Должность нелегкая; за дорогу, бывало, несколько раз такие перемены происходят, то слабеешь, то исправишься, а дома от седла совсем уже как неживого отрешат, положат и станут давать хрен нюхать…»
После побега из графской усадьбы, юный Флягин становится нянькой маленькой дочери одного барина.
«…ты можешь мое дитя выходить: я тебя в няньки беру».
В возрасте 23 лет Флягин сбегает с кочевниками, и живет среди татар 10 лет.
«Я ведь из Пензы бежал с татарвою…»
«— Совсем я с ними бежал в их степи…Источник: Глава 6
….И долго там провели?
— Целые десять лет: двадцати трех лет меня в Рынь-пески доставили, по тридцать четвертому году я оттуда назад убежал».
У татар Иван Флягин становится лекарем.
«…коней нам лечи и бабам помогай.Источник: Глава 6
— И вы лечили?
— Лечил; я так у них за лекаря и был, и самих их, и скотину всю, и коней, и овец…»
В плену у татар Флягин становится калекой — в его пятки заталкивают рубленую лошадиную щетину, чтобы тот больше не мог нормально передвигаться.
«…если они кого полюбят и удержать хотят, а тот тоскует или попытается сбежать, то и сделают с ним, чтобы он не ушел. Так и мне, после того как я раз попробовал уходить, да сбился с дороги, они поймали меня и говорят: “Знаешь, Иван, ты, говорят, нам будь приятель, и чтобы ты опять не ушел от нас, мы тебе лучше пятки нарубим и малость щетинки туда пихнем”; ну и испортили мне таким манером ноги, так что все время на карачках ползал».
Во время пребывания у татар у Флягина появляется четыре жены и множество детей.
«— Как! женили вас на татарке?Источник: Глава 6
— Да-с, разумеется, на татарке».
«…у вас, значит, зараз было две жены?Источник: Глава 6
— Да-с, в этой степи две; а потом у другого хана, у Агашимолы, кой меня угонил от Отучева, мне еще две дали».
«Но ведь у вас, верно, и там от тех от первых жен дети были?Источник: Глава 7
— Как же-с, были: Савакиреева жена родила двух Колек да Наташку, да эта, маленькая, в пять лет шесть штук породила, потому что она двух Колек в один раз парою принесла».
Флягин хорошо знает татарский язык.
«…здесь живучи, ихнему татарскому языку отлично научился…»
Вернувшись в Россию, Иван Флягин поступает на службу к князю и служит у него конэсером.
«Князь на другой день и говорит:”Нет, Иван, мне, точно, твоего дарования не понять, а лучше служи ты сам у меня конэсером и выбирай ты, а я только буду деньги платить”.Источник: Глава 10
Я согласился и жил отлично целые три года, не как раб и наемник, а больше как друг и помощник…»
Флягин — опытный конэсер, то есть человек, который хорошо разбирается в лошадях. Флягин занимался отбором лошадей для нужд армии.
«— Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах* состоял для их руководствования.Источник: Глава 1
— Вот как!
— Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил».
«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин».
«…Иван Голован, из полковых конэсеров…»
Флягин много лет своей жизни отдал военной службе.
«…мне военная служба не в диковину.Источник: Глава 1
— Разве вы служили в военной службе?
— Служил-с».
«— Так кто же: солдат, или вахтер, или помазок — чей возок?Источник: Глава 1
— Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства…»
Иван Флягин под чужим именем (Пётр Сердюков) поступает на военную службу и более 15 лет служит на Кавказе.
«…отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…»
«…я пробыл на Кавказе более пятнадцати лет и никому не открывал ни настоящего своего имени, ни звания, а все назывался Петр Сердюков».
За проявленную отвагу Флягина повышают в звании, он получает офицерский чин и награждается орденом. Так Иван Флягин становится дворянином.
«И сделали-с меня за храбрость офицером…»
«…ты теперь благородный и можешь в приказные идти…»
«…ты благородный офицер, и военный орден имеешь…»
По протекции Флягин устраивается работать в адресный стол мелким чиновником, однако такая работа быстро утомляет его.
«Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил…»
«Никакой пользы нет, а сиди на службе; ну, я и вижу, что дело плохо, и стал опять наниматься, по старому обыкновению, в кучера…»
Флягин становится артистом и в балагане изображает демона.
«…чтобы с голоду не пропасть, взял да в артисты пошел.Источник: Глава 19
— Каким же вы были артистом?
— Роли представлял.
— На каком театре?
— В балагане на Адмиралтейской площади».
«…у меня роль была очень трудная.Источник: Глава 19
— Какая?
— Я демона изображал».
В конце жизни Флягин становится иноком, то есть монахом.
«…так я взял и пошел в монастырь…»
«— Все же ведь уже это значит, вы инок?Источник: Глава 1
— Н…да-с; вообще это так почитают».
«— А когда же вы в монастырь пошли?Источник: Глава 1
— Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни».
Во время пострига Иван Флягин получает имя Измаил.
«…”запрягай, отец Измаил” (меня теперь Измаилом зовут) , — я запрягу; а скажут: “Отец Измаил, отпрягай”…»
В монастыре Флягин по старой привычке работает кучером.
«…вы и в монастыре остались… при лошадях?Источник: Глава 19
— Постоянно-с в кучерах…»
В монастыре Флягина начинают одолевать бесы.
«…это они, подлецы, эти бесенята, мне вместо его корову нашу монастырскую подставили…»
«…это его сатанины служители смутили».
Неожиданно у Ивана Флягина открывается дар пророчества.
«…я стал пророчествовать.Источник: Глава 20
— Пророчествовать!?
— Да-с…»
«…его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель…»
В итоге Флягин отправляется в паломничество по святым местам, чтобы познать спокойствие духа и найти себя.
«…Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь…»
Жизнь Флягина очень насыщенная, наполненная суровыми испытаниями.
«Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес».
«…я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу».
Внешность
Портретная характеристика Ивана Флягина основана на том, что он является невероятно крепким, сильным, высоким мужчиной. Благодаря внушительному внешнему виду его сравнивают с богатырём.
«Это был человек огромного роста…»
«…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».
«Богатырь-черноризец…»
Ивану Флягину 52 года.
«…по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят…»
«…я уже стар: пятьдесят третий год живу».
У Флягина открытое лицо, смуглая кожа.
«…с смуглым открытым лицом…»
У Ивана Флягина густые седые волосы и усы.
«…густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь…»
«…из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов…»
У Флягина приятный низкий голос, его речь нетороплива.
«…заговорил приятным басом с повадкою».
«…лениво и мягко выпуская слово за словом…»
Будучи монахом, Флягин носит монашескую одежду — подрясник.
«Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке».
Во время пребывания в плену у татар Флягин брил голову и носил тюбетейку.
«— А вы там, в степи, голову брили и носили тюбетейку?Источник: Глава 6
— Брил-с.
— Для чего же это? верно, хотели нравиться вашим женам?
— Нет-с; больше для опрятности, потому что там бань нет…»
Черты характера и поступки
Иван Флягин — интересный человек с большим жизненным опытом.
«…оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком…»
«…я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу…»
«…не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, “бывалого”…»
Флягин производит впечатление добродушного, открытого человека.
«…притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…»
«…при всем этом добром простодушии…»
В любом обществе Флягин держится очень уверенно, но при этом без высокомерия.
«Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…»
Флягин строго придерживается принципа — никогда и никому не лгать.
«…как я никогда не мог никого обманывать…»
«Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен».
«…золотой мужик — честный, и рачитель…»
С детства Иван Флягин отличается неоправданной жестокостью. Так, он без причины сильно бьёт кнутом старичка-монаха, и тот погибает.
«…впервые тогда заскрипел зубами да как полосну его во всю мочь вдоль спины кнутом… он сразу как взметнется, старенький этакой, вот в таком, как я ноне, в послушничьем колпачке, и лицо какое-то такое жалкое, как у старой бабы, да весь перепуганный, и слезы текут, и ну виться на сене, словно пескарь на сковороде, да вдруг не разобрал, верно, спросонья, где край, да кувырк с воза под колесо и в пыли-то и пополз… в вожжи ногами замотался… Ближе подъехали, я гляжу, он весь серый, в пыли, и на лице даже носа не значится, а только трещина, и из нее кровь… Граф велели остановиться, сошли, посмотрели и говорят: “Убит”».
С детства Флягин безжалостен к животным. Он часто применяет по отношению к ним грубую силу и бывает жесток.
«Кнутов, я думаю, сотни полторы я ей закатил и то изо всей силы, до того, что она даже и биться перестала. Тогда я ее из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? Сем, думаю, испробовать, жива она или нет? и положил я ее на порог да топориком хвост ей и отсек».
«Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, — она и усмиреет».
Флягин имеет собственное представление о чести, он не готов продавать себя.
«…я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…»
Иван Флягин — очень ответственный человек. Он долго не соглашается отдать ребенка его матери, так как пообещал следить за ним барину.
«…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя, и берегу его».
Флягин способен просить прощения, если понимает, что был неправ по отношению к другому человеку.
«— А то, — отвечаю, — что я перед вами виноват, что дрался с вами и грубил».
Флягин глубоко уважает военных, защитников Отечества.
«…мало ли что добрый, это так нельзя, потому что это у меня может на совести остаться: вы защитник отечества…»
Иван Флягин является большим ценителем и тонким знатоком лошадей. Он один из немногих, кто способен видеть их красоту.
«Я как подобной красоты был любитель, то никак глаз от этой кобылицы не отвлеку».
«— Да, — говорю, — я в лошади красоту понимаю».
Флягин любит лошадей и на интуитивном уровне понимает их.
«…всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними опознался».
«…лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала».
Иван Флягин обладает способностью не только выбирать лошадей, но и покорять их своей воле.
«Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла.Источник: Глава 1
— Как же вы таких усмиряли?
— Я… я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил».
Флягин презрительно относится к татарским женщинам, поскольку те не исповедуют христианскую веру. По этой же причине он равнодушен к собственным детям, рождённым от жён-татарок.
«…всего больше жен ихних, татарок, пользовал…»
«Что мне их выбирать: одна в них во всех польза. Давайте какую попало…»
«…они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал.Источник: Глава 7
— Как же не почитали за своих? почему же это так?
— Да что же их считать, когда они некрещеные-с и миром не мазаны…»
Иван Флягин отличается большой выносливостью, и способностью терпеть самую сильную физическую боль.
«Сроду я не плакивал…»
«— Ведь это, должно быть, ужасная боль.Источник: Глава 6
— Ммм… как вам сказать… Да, вначале есть-с; и даже очень чувствительно, особенно потому, что без привычки».
Флягин очень любит родину и тоскует о ней на чужбине.
«— Нет-с; дела никакого, а тосковал: очень домой в Россию хотелось.Источник: Глава 7
— Так вы и в десять лет не привыкли к степям?
— Нет-с, домой хочется… тоска делалась».
Иван Флягин имеет слабость: он любит выпить и не в состоянии контролировать себя. Он может напиться до состояния белой горячки.
«Обучась пить вино, я его всякий день пить избегал и в умеренности никогда не употреблял, но если, бывало, что меня растревожит, ужасное тогда к питью усердие получаю и сейчас сделаю выход на несколько дней и пропадаю».
«Опомнился же я в лазарете и слышу, говорят, что у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться…»
Флягин считает любовь большой глупостью.
«…впоследи всего стал ссориться, что я любви не понимаю.Источник: Глава 11
Я говорю:
— Что же с тем делать, когда я к этим пустякам не привлечен?»
«…любовь — наша святыня!Источник: Глава 11
— Пустяки, мол.
— Мужик, — говорит, — ты и подлец, если ты смеешь над священным сердца чувством смеяться и его пустяками называть.
— Да, пустяки, мол, оно и есть».
Всего один раз в жизни Флягин испытывает сильную страсть к женщине — цыганке Груше.
«А я ей даже и отвечать не могу: такое она со мною сразу сделала!»
«— А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость!»
Чтобы произвести впечатление на Грушу, всегда ответственный и исполнительный Флягин тратит все деньги князя.
«— Ах вы, волк вас ешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу».
Любовь к Груше настолько сильна, что Флягин соглашается по её просьбе убить ее.
«Нож у меня из кармана достала… разняла… из ручки лезвие выправила… и в руки мне сует… А сама… стала такое несть, что терпеть нельзя…Источник: Глава 18
…Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее на стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул…»
Флягин — жалостливый, милосердный человек. Он соглашается отправиться на военную службу вместо единственного сына двух стариков, которых он пожалел.
«— Горе, — говорят, — у нас: сына в солдаты берут; капиталу не имеем, нанять не на что.Источник: Глава 19
Я старичков пожалел и говорю:
— Я бы за вас так, без платы, пошел…»
Флягин считает себя большим грешником, погубившим много душ, и намеренно ищет смерти.
«…сам стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть…»
«Я… не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…»
«— В чем твой грех?Источник: Глава 19
А я отвечаю:
— Я, — говорю, — на своем веку много неповинных душ погубил».
В конце жизненного пути Иван Флягин осознанно выбирает монашескую жизнь, которая дарит ему долгожданный душевный покой.
«…так я взял и пошел в монастырь… А тут хорошо.Источник: Глава 19
— Полюбили вы монастырскую жизнь?
— Очень-с; очень полюбил, — здесь покойно…»
«…я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».
Флягин сравнивает жизнь в монастыре с военной службой, в которой был столь любимый им порядок, дисциплина и послушание.
«…здесь покойно, все равно как в полку, много сходственного, все тебе готовое: и одет, и обут, и накормлен, и начальство смотрит и повиновения спрашивает.Источник: Глава 19
— А вас это повиновение иногда не тяготит?
— Для чего же-с? что больше повиноваться, то человеку спокойнее жить…»
Флягин очень любит родину, и готов жизнь отдать за нее на войне.
«— Разве вы и сами собираетесь идти воевать?Источник: Глава 20
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется».
Характеристика Ивана Флягина другими героями
Князь
Князь, у которого служил Флягин конэсером, считает Ивана не очень умным, но исключительно честным и верным человеком.
«А князь отвечает:Источник: Глава 16
…у меня есть человек — Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой мужик — честный, и рачитель, и долго у азиатов в плену был и все их вкусы отлично знает…»
Князь знает, что Флягин обладает редким даром понимания лошадей.
«Нет, Иван, мне, точно, твоего дарования не понять, а лучше служи ты сам у меня конэсером и выбирай ты, а я только буду деньги платить…»
Барин
Барин поражается, что Флягин равнодушен к любви, и считает его примитивными недалёким мужиком.
«Мужик, — говорит, — ты и подлец, если ты смеешь над священным сердца чувством смеяться и его пустяками называть.Источник: Глава 11
— Да, пустяки, мол, оно и есть…»
Лекарь
Лекарь, который обследовал Флягина в монастыре, был искренне удивлен крепости его тела и его поразительной живучести.
«Экий, — говорит, — ты, братец, барабан: били тебя, били, и все никак еще не добьют…»
Лекарь никак не может понять, является ли Флягин обычным добряком или предсказателем.
«…его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель…»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ивана Флягина вместе!
Биография
Иван Северьяныч Флягин по происхождению был крепостным крестьянином и принадлежал к дворовым людям графа К. из Орловской губернии. Отец Ивана служил кучером, а мать умерла при рождении сына.
С раннего детства Иван Флягин занимался лошадьми, которых он научился прекрасно понимать и чувствовать. В возрасте 11 лет он поступил на барскую службу в качестве форейтора — наездника в упряжке.
Однажды ради забавы юный Иван ударил кнутом старого монаха, и тот умер. Вскоре погибший монах явился Ивану во сне и предсказал ему тяжёлую судьбу: он всю жизнь будет погибать, но не погибнет, и так будет до тех пор, пока он не уйдёт в монастырь.
Вскоре пророчество монаха стало сбываться. Когда юный Флягин вёз барина по делам, то лошади разогнались так, что парнишка упал в обрыв и чудом выжил. Тем временем жизнь у барина стала для Ивана настолько невыносимой, что после попытки самоубийства он сбежал из усадьбы с цыганом.
В поисках работы Иван Флягин оказался в Николаеве, где устроился нянькой маленькой дочери одного барина, которого бросила жена. В итоге Иван пожалел женщину и вернул ей ребенка, а сам сбежал от барина в Пензу.
В Пензе 23-летний Флягин оказался на ярмарке коней, где бился на нагайках с одним татарином, чем довёл того до смерти. Чтобы избежать наказания за это убийство, он сбежал с татарами в степь. Здесь он оказался в плену одного кочевого племени. Чтобы Иван не смог сбежать, татары покалечили его ноги. Флягин обзавёлся женами и детьми, но был глубоко равнодушен к ним, поскольку они не были православной веры.
Спустя 10 лет Ивану Флягину удалось вылечить ноги и сбежать из татарского плена. Он оказался в Астрахани, где пристрастился к алкоголю. Спустя время Флягин вернулся в родную Орловскую губернию и поступил на службу к князю в качестве конэсера. Он занимался любимым делом — лошадьми, помогая князю выбирать наиболее ценных скакунов.
Флягин страстно влюбился в цыганку Грушу — любовницу князя. Когда князю надоела эта связь, Груша попросила Ивана убить её, и тот столкнул девушку с обрыва.
Флягин бросил службу у князя. Пожалев стариков, отдававших единственного сына в рекруты, он согласился вместо него отправиться на службу и 15 лет провёл на Кавказе. Он участвовал в опасной операции, где проявил себя настоящим героем. В качестве награды он получил орден и офицерский чин, благодаря чему стал дворянином.
Уйдя в отставку, Флягин отправился в Петербург, где какое-то время проработал чиновником. Не видя смысла в такой работе, он уволился и устроился работать артистом в местный балаган.
В возрасте примерно 50 лет Флягин решил исполнить своё предназначение и ушёл в монастырь, получив новое имя — Измаил. Здесь он по старой привычке работает кучером.
В монастыре Флягина стали одолевать бесы, у него открылся дар пророчества. Чтобы излечить его душу, монахи благословили его на странствование. Так 52-летний Иван Флягин отправился в поездку по святым местам.
Образ Ивана Флягина
Образ Ивана Флягина весьма колоритен и имеет много общего с образом былинного богатыря. Этому способствует не столько внушительная внешность высокого и физически крепкого Флягина, но, прежде всего, его добродушие и душевная простота.
Ивана Флягина трудно назвать положительным героем, он весьма далёк от образа праведника. Это сложная многогранная личность, которая не перестаёт развиваться на протяжении всего сюжета. Флягин простоватый, добродушный и исключительно честный человек, способный проявлять милосердие. Но при этом он может быть по-звериному жестоким и равнодушным к чужим страданиям.
Иван Флягин осознаёт, что совершает дурные поступки, и по мере своих сил пытается справиться с внутренними демонами. Ему удаётся искупить свои грехи добрыми, по-настоящему жертвенными делами, благодаря которым его душа очищается и обретает мудрость.
Флягин является глубоко религиозным, патриотичным человеком. Он готов отдать собственную жизнь ради спасения православного русского народа, с которым полностью себя идентифицирует.
Вся жизнь Флягина проходит в скитаниях. Однако, куда бы судьба ни закинула героя, он спокойно и по-философски воспринимает все перемены в своей жизни. Его кипучая натура, наполненная жизнеутверждающей энергией, не позволяет ему впадать в уныние, какие бы суровые жизненные испытания ему ни приходилось вынести.
Иван Флягин не безвольная песчинка, которую несёт по свету ветер перемен. Это поистине «очарованный странник», который с удивлением и восхищением воспринимает всё многообразие мира. Вся жизнь для него — это непрерывное путешествие, в котором он получает важные уроки.
5 фактов об Иване Флягине
- Идея написания истории о русском богатыре-правдоискателе пришла в голову Николаю Лескову во время его путешествия по Ладоге, Карелии и Валааму. Писатель побывал в старинных монастырях, где размышлял о жизни праведников.
- Первоначально произведение имело иное название — «Черноземный Телемак». Телемак — в греческой мифологии сын легендарного царя Итаки Одиссея и Пенелопы, один из главных персонажей поэмы Гомера «Одиссея».
- В монастыре Флягин принимает еще одно имя — отец Измаил, что в переводе с древнееврейского означает «услышит Бог».
- У Ивана Флягина не было реального прототипа. Это собирательный образ русского странника-праведника, которым так восхищался Николай Лесков. Писатель считал, что праведники «сильнее других делают историю» и что «таких людей достойно знать и в известных случаях жизни подражать им…».
- «Очарованный странник» — это не просто повесть, а житие. Лесков шаг за шагом описывает биографию своего героя, выделяя наиболее значимые фрагменты его жизни. Схожим образом строятся жизнеописания святых.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Очарованный странник»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Очарованный странник»для самых компанейских -
Главные герои «Очарованный странник»для самых занятых -
Читательский дневник «Очарованный странник»для самых крутых -
Читать «Очарованный странник» полностьюВывод
В повести «Очарованный странник» Николай Лесков выводит совершенно неповторимый образ русского человека, обладающего удивительной силой духа и природной мудростью, благодаря которой он гармонично вписывается в переменчивую стихию жизни.
Автор не скрывает своего одобрительного отношения к Ивану Флягину, но при этом не идеализирует его. Роль героя он видит в том, чтобы продемонстрировать, насколько важно для человека найти себя в этом мире, выбрать правильный жизненный путь, призвание. Характеристика образа Ивана Флягина позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить краткий доклад или написать сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
К какому сословию принадлежал Иван Флягин?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.