Характеристика Дарьи Мелеховой
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» несколько ярких, колоритных женских образов, среди которых выделяется образ Дарьи Мелеховой. Красивая, страстная и неунывающая, она воплощает собой чувственное женское начало, всепобеждающую любовь к жизни. Характеристика Дарьи Мелеховой позволяет лучше понять образы двух главных героинь произведения, Натальи и Аксиньи. При взаимодействии с ними более чётко прорисовывается и личность самой Дарьи, её жизненные ценности.
Краткая характеристика
Полное имя — Дарья Матвеевна Мелехова.
Возраст — точно не указан, молодая женщина.
Род занятий — работа по дому, в поле.
Семья — супруг Пётр Пантелеевич Мелехов и семья супруга.
Социальное положение — казачка.
Происхождение — родом из простой семьи.
Воспитание — традиционное для её сословия.
Образование — традиционное для её сословия.
Внешность — высокая, стройная молодая женщина с выразительными бровями и тонкими губами.
Характер — настойчивая, решительная, эгоистичная, самоуверенная, боевая, гулящая, развязная, легкомысленная, циничная, весёлая, жизнелюбивая, неунывающая.
Положительные черты — весёлая, неунывающая, смелая, решительная, жизнелюбивая.
Отрицательные черты — своенравная, гордая, порочная, циничная, легкомысленная, развязная, эгоистичная.
Произведение — «Тихий Дон».
Автор — Михаил Александрович Шолохов.
Цитатная характеристика
Описание образа Дарьи Мелеховой с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Дарьи основан на том, что она супруга Петра Мелехова и в доме Мелеховых является старшей снохой.
«Кланяется тебе брат Петр Пантелеевич с супругой Дарьей Матвеевной…»
«Петрова жена Дарья…»
«Ильинична, скрыто недолюбливавшая старшую сноху — нарядницу Дарью…»
В начале произведения, в 1912 году, у Дарьи и Петра есть грудной ребёнок, который скончался в марте 1914 года.
«Немазаной арбой заскрипела люлька. Дарья сонным голосом бормотнула:Источник: Книга 1, часть первая, Глава 3
— Цыц, ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою, — запела тихонько…»
«Дарья, тоже укутанная и принаряженная, свесив между ребер арбы ноги, кормила длинной, в прожилках, грудью засыпавшего на руках ребенка».
«Петрова жена Дарья с малым дитем…»
«…дите у Дарьи померло, о чем сообщаем…»
После того, как Петро Мелехов получил офицерский чин, статус Дарьи значительно вырос: она была уже не просто казачкой, а женой офицера.
«— Вот у нас как офицерские жены ходют!»
«…Дарья не простая казачка, а как-никак офицерша».
В 1919 году Дарья становится вдовой после того, как большевики убили её супруга Петра.
«— Вы — вдова убитого в марте хорунжего Мелехова?Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 12
— Да».
«Муж ее погиб в бою с красными и был в офицерском чине…»
Дарья убивает односельчанина, большевика Ивана Алексеевича, узнав, что тот был причастен к смерти Петра.
«Наша Дашка, стерва проклята-я… она сама убила Ивана Алексеевича… стрельнула в него…»
За убийство большевика Ивана Алексеевича Дарья получает Георгиевский орден и 500 рублей.
«Мне хотелось бы отметить наградой тех женщин вашего хутора, которые, как нам известно, особенно отличились в вооруженной борьбе против красных».
«Он взял из рук адъютанта медаль на георгиевской ленточке, неумело действуя пальцами, приколол ее к Дарьиной кофточке на левой стороне груди…»
«Сейчас вы получите деньги, пятьсот рублей».
В общей сложности Дарья живёт в семье Мелеховых десять лет.
«Я на вашу семью десять лет работала, спину не разгинала».
Из-за распутного образа жизни Дарья заболевает сифилисом.
«— А вот что: захворала я… У меня — дурная болезня… Вот как ездила в этот раз и зацепила… Наделил проклятый офицеришка!»
«— Нет, девка, мою не вылечишь. — Дарья криво улыбнулась и впервые за разговор подняла полышущие огнем глаза. — У меня — сифилис. Это от какого не вылечивают. От какого носы проваливаются…»
В 1919 году Дарья решает кончить жизнь самоубийством и топится в реке.
«Не успели похоронить Наталью, как уж снова запахло ладаном и васильками в просторной мелеховской горнице. Через полторы недели после отъезда Григория на фронт утопилась в Дону Дарья».
«Дарья повернула назад, проплыла сажени три, а потом на миг до половины вскинулась из воды, сложила над головой руки, крикнула: “Прощайте, бабоньки!” — и камнем пошла ко дну».
«Только на другой день утром поймали Дарью крючками нарезной снасти».
Священник долго отказывался хоронить тело Дарьи на территории кладбища, так как она была самоубийцей. Лишь благодаря большому авторитету семьи Мелеховых Дарью удалось похоронить рядом с Петром.
«…поп Виссарион решительно заявил, что самоубийцу отпевать не будет. Пантелей Прокофьевич возмутился».
«Однако угроза возымела действие: через полчаса пришел от попа посыльный, передал, что отец Виссарион с причтом сейчас придет. Похоронили Дарью, как и полагается, на кладбище, рядом с Петром».
Внешность
Портретная характеристика Дарьи Мелеховой основана на том, что она является красивой молодой женщиной.
«Даже усталая после дороги и любовных приключений она была дьявольски хороша!»
На красивом лице Дарьи особенно выделяются тонкие изогнутые брови, которыми она мастерски владеет для передачи разнообразных эмоций. Для большей выразительности Дарья их подкрашивает.
«…поводя красивыми дугами бровей…»
«…поиграла тонкими ободьями бровей…»
«…ломались в смехе черные дуги ее подкрашенных бровей…»
«…дрожа крутыми дугами бровей…»
«Ломались от нервного смеха у Дарьи крутые подковы крашеных бровей…»
«…на лице ее трепетали брови…»
«И смешливо поиграла полукружьями подведенных, как нарисованных тушью, бровей».
«…блестящие на солнце черные ободья бровей».
«…в своевольном изгибе накрашенных бровей…»
У Дарьи продолговатое румяное лицо.
«На продолговатых щеках ее зацвел тонкий румянец…»
«Мелехова Дарья, заспанная и румяная…»
Дарья следит за своей внешностью. Она не только красит брови, но также румянится, мажет лицо жировкой для блеска.
«Румянится да брови чернит…»
«Столб солнечных лучей валился ей на розовое, намазанное жировкой лицо. Она щурила глаза, недовольно снижала блестящие на солнце черные ободья бровей».
«Вернулись к ней и старые привычки: снова тонкие ободья бровей ее покрылись черной краской, щеки заблестели жировкой».
«…на миг ощутил пряный запах помады, исходивший от ее неблекнущих щек».
В замужестве Дарье удалось сохранить стройную и гибкую девичью фигуру.
«Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее: высокая, тонкая, гибкая в стану, как красноталовая хворостина, была она похожа на девушку».
«…всем своим тонким небабьим станом…»
«…гибкая, переламывалась надвое…»
«По-прежнему была она тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу ее…»
«Тонкие руки ее…»
У Дарьи лёгкая, танцующая походка, при ходьбе она горделиво поводит плечами.
«Вилась в походке, перебирая плечами…»
«…пошла к печке, неуловимо поводя плечами…»
«Она виляющей быстрой походкой дошла…»
«…и все той же вьющейся, легкой походкой направилась к печке».
«…в походке появилась прежняя вьющаяся легкость…»
«За ее легкой, скользящей походкой…»
У Дарьи тонкие губы и мелкие зубы.
«…кусая губы мелкими злыми зубами…»
«…сидела, поджав тонкие губы, Дарья…»
«…под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».
У Дарьи озорная, лукавая улыбка и смеющиеся глаза.
«Дарья смешливо косилась на нее…»
«…брызжущий смех лучили прищуренные глаза».
«…закрыла смеющиеся глаза… И смешливо поиграла…»
«…прижмурив лучистые глаза, ослепительно улыбнулась Дарья».
«Дарья улыбнулась, и в этой улыбке, озорной и лукавой, на секунду Наталья увидела прежнюю Дарью».
У Дарьи звонкий, страстный голос.
«Звенящий, страстный тембр ее голоса».
Дарья — модница и при любом подходящем случае надевает нарядную одежду.
«Дарья, тоже укутанная и принаряженная…»
«…нарядницу Дарью…»
«Она тщательнее наряжалась по воскресеньям…»
«Вот и сейчас, отправляясь с мужем на гости, была она одета богато и видно. Под донской, опушенной поречьем шубой и кружева исподней виднелись, и верхняя, шерстяная, была добротна и нова, чтобы поняла вылезшая из грязи в князи фоминская жена, что Дарья не простая казачка, а как-никак офицерша».
«По-прежнему была она тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу ее туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блистала расшитая завеска».
«Она оказалась тут же, в толпе хуторских баб, и была разнаряжена, словно на праздник».
Дарья любит прихорашиваться у зеркала, рассматривать свои наряды.
«…гибкая, переламывалась надвое, рассматривала перед зеркалом расшивной подол новой бледно-голубой юбки».
«…тотчас же подошла к зеркалу поправить выбившиеся из-под платка волосы, прихорошиться».
«Она долго вертелась перед зеркалом, всячески рассматривая медаль, раз пять переодевалась, примеряя, к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка…»
У Дарьи, на зависть другим хуторским женщинам, есть трофейное дорогое нижнее белье.
«И Дарья, на великую зависть Наталье и Дуняшке, защеголяла в невиданном досель белье. Тончайшее заграничное полотно было белее снега, шелком на каждой штучке были вышиты герб и инициалы. Кружева на панталонах вздымались пышнее пены на Дону».
Дарья любит носить украшения.
«Сережка вон сломалась, да и той грош цена! — докончила она с горестью».
«…поблескивая золотыми серьгами».
Внешность Дарьи меняется после того, как она заболевает.
«Ее поразила перемена, происшедшая с Дарьиным лицом за эти дни: щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщинка, в глазах появился горячий тревожный блеск.Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 13
— Что это с тобой? Ты ажник с лица почернела, — участливо спросила Наталья».
«— До чего ты, Дашка, худая стала, ажник все жилки наруже!»
Черты характера и поступки
Дарья, как и большинство простых казачек, привыкла выполнять тяжёлую работу по дому. Она рано встаёт и целый день занимается домашними делами.
«Дарья в исподнице пробежала доить коров…»
«Мелехова Дарья, заспанна… гнала в табун своих коров».
«Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…»
«Я на вашу семью десять лет работала, спину не разгинала».
Несмотря на ежедневный тяжёлый труд, Дарью в доме Мелеховых считают лентяйкой.
«Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная…»
«Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил ей быков, зная… как нерадива в уходе за скотом…»
«Она от работы хоронится, как собака от мух, а сама все норовит сладкий кусок сожрать да увеяться на игрища!»
Дарья ценит собственную жизнь и во время опасности не готова рисковать ею ради хозяйского добра.
«Но сейчас же заголосила Дарья:Источник: Книга 3, часть шестая, Глава 13
— Вы уедете, а мы должны оставаться? Хороши, нечего сказать! Ваше добро будем оберегать!.. Через него, может, и жизни лишишься! Сгори оно вам ясным огнем! Не останусь я!»
Дарья — распутная женщина. При удобном случае она изменяет своему супругу.
«А ить иные бабы ажник рады, как мужей проводют. Наша Дарья без Петра толстеть зачинает».
«—Эх ты, черничка! [черничка — здесь: монашенка] Только и нашего, пока мужьев нету…»
«— Беда, ей-богу!.. Забрали казаков подходящих, остались в хуторе одни ребята да старики.Источник: Книга 1, часть третья, Глава 18
— Тебе-то чего?
— Как так чего? — дивилась та. — На игрищах не с кем и побаловаться».
Дарья открыто крутит романы с другими мужчинами, пока её Петр находится на фронте, и не стыдится дурной молвы. Так, одним из её любовников становится Степан Астахов.
«Петро писал чаще Григория и в письмах, адресованных Дарье, грозил ей и просил бросать баловство, — видно, слухи о вольном житье жены доходили и до него».
«…ходили по хутору дурные про жену слухи. Степан Астахов был в отпуске осенью этого года и, вернувшись в полк, бахвалился перед всей сотней о том, что славно пожил он с Петровой жалмеркой».
«А Дарья Мелехова в эту осень наверстывала за всю голодную безмужнюю жизнь».
Дарья не скрывает того, что жить не может без мужской ласки.
«—Как же ты, милушка, без казака так долго терпишь?Источник: Книга 1, часть третья, Глава 18
— Будет тебе, бессовестная! — Наталья обливалась густым румянцем.
— И не хочется тебе?
— А тебе, видно, хочется?
— Хочется, бабонька! — хохотала Дарья, розовея и дрожа крутыми дугами бровей. — Чего уж грех таить…»
«— Мне без этого нельзя… Мне казак нужен, а не хочешь — я найду себе, а ты помалкивай!»
Дарья не слишком разборчива в выборе любовников, её отношения с ними весьма нечистоплотны.
«Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости».
«…и — как она говаривала — “на ходу любовь покрутить” с каким-нибудь приглянувшимся ей расторопным казачком».
Потребность в мужской ласке у Дарьи настолько сильна, что она заигрывает даже с Григорием Мелеховым.
«— Григорь Пантелевич! Вы зараз в хуторе один казак на всех. Не прогоните, дайте хучь издаля поглядеть на ваши черные завлекательные усы.Источник: Книга 3, часть шестая, Глава 46
Григорий засмеялся, откинул с потного лба волосы.
— Ну и ухо ты! Как с тобой Петро жил… У тебя уж, небось, не сорвется.
— Будьте покойные! — горделиво подтвердила Дарья и, поглядывая на Григория поигрывающими, прижмуренными глазами…»
Дарья очень любит веселье, развлечения. Большой отдушиной для неё являются хуторские игрища, на которые собирается молодёжь и развлекает себя песнями и плясками.
«— Ты, Наталья, хоть бы сроду раз со мной на игрища пошла, — охорашиваясь, попросила Дарья».
«У ней только что на уме — игрища да улица».
«…зная, как охоча она до веселого времяпровождения…»
«…сама все норовит сладкий кусок сожрать да увеяться на игрища!»
«А Дарья с охотой вызвалась ехать… Ей каждая поездка приносила развлечение и радость. Вырвавшись из-под свекровьиного присмотра, она могла и с бабами досыта посудачить, и — как она говаривала — “на ходу любовь покрутить” с каким-нибудь приглянувшимся ей расторопным казачком…»
Дарья циничный человек.
«Она с циничной откровенностью расспрашивала Наталью».
«…со свойственным ей цинизмом думала она…»
Дарья — смелая, уверенная в себе женщина, которая никогда не даст себя в обиду.
«Как только она услышала свою фамилию, растолкала баб и смело пошла вперед…»
«…указывали друг другу на разбитную вдову…»
«Он еще что-то орал, но Дарья и слушать не стала, повернулась перед самым его носом, взмахнув подолом, ушла к себе в горницу. “Не на таковскую напал!” — шептала она, насмешливо улыбаясь. На том разговор и кончился. Воистину, не такая была Дарья, чтобы уступить свое, убоявшись стариковского гнева».
«…на сочувственные взгляды Натальи холодно улыбалась, вздергивая плечом и бровью: “Ничего, дескать, посмотрим”…»
«—Ну и ухо ты! Как с тобой Петро жил… У тебя уж, небось, не сорвется».
Дарья суеверный человек. Она боится грозы, в которой видит проявление высшей силы.
« В кухне на секунду стало ослепительно сине и тихо: слышно было, как ставни царапал дождь, — следом ахнул гром. Дуняшка пискнула и ничком ткнулась в бредень. Дарья мелкими крестиками обмахивала окна и двери».
Дарья весьма своенравна, и в доме Мелеховых её никто не любит.
«Ильинична, скрыто недолюбливавшая старшую сноху — нарядницу Дарью…»
«Строгий на дому Пантелей Прокофьевич и то говаривал жене:Источник: Книга 1, часть вторая, Глава 3
— Слышь, баба, Наташку не буди. Она и так днем мотает. Сбираются с Гришкой пахать. Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится да брови чернит, мать ее суку».
Дарья — физически развитая, крепкая женщина. Она ловко ездит верхом на лошади, хорошо плавает.
«Дарья отцепила постромки и лихо вскочила на кобылу».
«Она по-казацки сидела на лошади».
«Любуясь на Дарью, отмахивающую широкими мужскими саженками…»
Дарья — на редкость жизнерадостный, весёлый человек, который не прочь от души посмеяться, подшутить над кем-то.
«…хохотала Дарья, розовея и дрожа крутыми дугами бровей…»
«Дарья смешливо косилась на нее…»
«…Дарья весело хохотала, на лице ее трепетали брови, брызжущий смех лучили прищуренные глаза».
«…на окрики мужа посмеивалась…»
«…вернулась к ней и охота пошутить, непотребным словом смутить Наталью…»
«…озорничала, подмигивая, Дарья».
«Весь этот день Дарья была общительной и веселой. Даже стычка из-за денег не отразилась на ее настроении».
«…как непохожа мертвая Дарья на ту, что еще так недавно шутила и смеялась и так любила жизнь».
Несмотря на большую разницу в характерах и жизненных ценностях, Дарья смогла подружиться с Натальей.
«С Натальей у них установились отношения простые и дружественные. Та неприязнь, которую вначале питала Дарья к младшей снохе, стерлась, и бабы, разные по характерам, во всем не похожие одна на другую, сошлись, жили ладно».
Дарья тяжело переживает смерть супруга. Однако природное жизнелюбие берёт верх над горем, и Дарья быстро становится по-прежнему весёлой и жизнерадостной.
«Она удивительно скоро оправилась после смерти Петра. Первое время тосковала, желтела от горя и даже будто состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, — и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом… Торжествующая жизнь взяла верх».
«А вот Дарья была все та же. Кажется, никакое горе не было в силах не только сломить ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка: гибкая, красивая и доступная.Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 8
— Цветешь? — спросил Григорий.
— Как придорожная белена! — прижмурив лучистые глаза, ослепительно улыбнулась Дарья. И тотчас же подошла к зеркалу поправить выбившиеся из-под платка волосы, прихорошиться.
Такая уж она была, Дарья. С этим, пожалуй, ничего нельзя было поделать. Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности…»
Дарья на редкость отважная и решительная женщина. Она убивает односельчанина, большевика Ивана Алексеевича, узнав, что тот был причастен к смерти Петра.
«Впоследствии Дарья говорила, что она не помнила, как и откуда в руках ее очутился кавалерийский карабин, кто ей его подсунул… И подталкиваемая зверино-настороженным ожиданием толпы, сосредоточенными на ней взглядами, желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием, внезапно появившимся оттого, что вот сейчас она совсем не такая, как остальные бабы, что на нее с удивлением и даже со страхом смотрят и ждут развязки казаки, что она должна поэтому сделать что-то необычное, особенное, могущее устрашить всех, — движимая одновременно всеми этими разнородными чувствами, с пугающей быстротой приближаясь к чему-то предрешенному в глубине ее сознания, о чем она не хотела, да и не могла в этот момент думать, она помедлила, осторожно нащупывая спуск, и вдруг, неожиданно для самой себя, с силой нажала его».
Дарья искренне радуется медали и гордится ею, полученной за убийство большевика.
«Получив из рук генерала Сидорина награду, Дарья повеселела. Она пришла с плаца в тот день оживленная и счастливая. Блестя глазами, указала Наталье на медаль».
Дарья — меркантильный человек, способный ради выгоды совершить подлость. Так, за золотое кольцо она соглашается стать сводницей Аксиньи и Григория, зная, что тем самым разрушает семейную жизнь Мелеховых.
«— Чего это ты? Это, никак, кольцо? Это мне, что ли?..Источник: Книга 3, часть шестая, Глава 50
— Тебе! Тебе. От меня… в память…
— Золотое? — деловито осведомилась Дарья, подходя к окну, при тусклом свете месяца рассматривая на своем пальце колечко.
— Золотое. Носи!
— Ну, спаси Христос!.. Чего нужно, за что даришь?
— Вызови мне… вызови Григория вашего.
— Опять, что ли? — Дарья догадчиво улыбнулась».
Когда Дарья узнаёт о своей болезни, её поведение заметно меняется: она становится малообщительной, раздражительной, отдаляется от семьи.
«…совсем не та стала Дарья после того, как съездила с обывательскими подводами. Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделывалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни».
«Должно быть, так, — со вздохом согласилась Ильинична. — Живет она, как хохол на отживе, ничего ей не мило, все не по ней… Она зараз — отрезанный ломоть, а отрезанный ломоть, как ни старайся, не прилепишь».
Дарья способна стойко принимать удары судьбы. Она никого не винит в своей болезни, кроме самой себя.
«— Догулялась… И сказать нечего, и жаловаться не на кого… Слабость моя…»
Узнав о своей неизлечимой болезни, Дарья сознательно решает кончить жизнь самоубийством, чтобы избежать позора и страданий.
«Руки на себя наложу, вот как буду! Оно и жалковато, да, видно, выбирать не из чего. Все равно, ежли мне лечиться — все в хуторе узнают, указывать будут, отворачиваться, смеяться… Кому я такая буду нужна? Красота моя пропадет, высохну вся, живьем буду гнить… Нет, не хочу!»
«А я… я не сразу в петлю полезу, не думай, с этим успеется… Поживу, порадуюсь на белый свет, попрощаюсь с ним».
Дарья скептически относится к религии, в которой видит лишь свод глупых правил и запретов.
«—Мне он, бог, зараз ни к чему. Он мне и так всю жизню мешал… Того нельзя было делать, этого нельзя, все грехами да страшным судом пужали… Страшнее этого суда, какой я над собой сделаю, не придумаешь».
Дарья глубоко одинокий человек, у которого нет никаких душевных привязанностей. Она считает свою жизнь пропащей.
«Мне легко будет с собой расквитаться. У меня — ни сзади, ни спереди никого нет. И от сердца отрывать некого… Так-то!»
«Вот Наташка счастливая, у нее и муж и дети, ничего ей не надо, в семье ее любят, а я — конченый человек. Издохну — никто и ох не скажет“, — думала Дарья…»
«А мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось… Мне бы теперь сызнова жизню начать, — может, и я бы другой стала?»
«…беспрестанно думать о своей пропащей жизни…»
Смертельная болезнь заставляет Дарью по-новому взглянуть на окружающий мир, проанализировать собственную жизнь, поменять былые жизненные установки.
«А то ить мы знаешь как? Пока под сердце не кольнет — ходим и округ себя ничего не видим… Я вон какую жизню прожила и была вроде слепой, а вот как пошла из станицы по-над Доном да как вздумала, что мне скоро надо будет расставаться со всем этим, и кубыть глаза открылись! Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно, Повернусь кругом, гляну — господи, красота-то какая! А я ее и не примечала…»
Дарье помогает смириться с неизбежной смертью мысль о скорой встрече с мужем Петром на том свете.
«Только у меня и радости, как вздумаю про смерть: придется же на том свете увидаться с Петром… “Ну, скажу, дружечка мой, Петро Пантелевич, принимай свою непутевую жену!”…»
Для Дарьи характерна жестокость, душевная черствость и эгоизм. Она намеренно делает больно Наталье, чтобы та страдала не меньше её.
«…и у нее вдруг шевельнулось желание как-нибудь огорчить Наталью, причинить и ей боль. Почему только она, Дарья, должна биться в припадках отчаяния, беспрестанно думать о своей пропащей жизни и так жестоко страдать?»
«…сухо ответила Наталья. — Я не слепая, вижу, для чего ты рассказала мне про это. Ить не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тяжельше было…Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 14
— Верно! — вздохнув, согласилась Дарья. — Рассуди сама, не мне же одной страдать?»
Воспитание
Дарья — простая малообразованная казачка. Она с трудом понимает правильную красивую речь генерала.
«Дарья не все поняла из того, что ей говорил генерал».
Характеристика Дарьи Мелеховой другими героями
Григорий Мелехов
Григорий отмечает распутный нрав Дарьи.
«— А ить иные бабы ажник рады, как мужей проводют. Наша Дарья без Петра толстеть зачинает».
Григорий знает, что лучше не связываться с острой на язык и насмешливой Дарьей, которая никогда не упустит своего.
«— Ну и ухо ты! Как с тобой Петро жил… У тебя уж, небось, не сорвется».
«— Ну и сука ты! — смеясь, беззлобно говорил Григорий. — У тебя язык — чистое помело!»
«”Усчастливился ты, брат Петро, помереть… — думал развеселившийся Григорий. — Это не Дарья, а распрочерт! От нее до поры до времени все одно помер бы!”».
Подробная характеристика Григория Мелехова.
Пантелей Прокофьевич Мелехов
Пантелей Мелехов недолюбливает Дарью, считает ленивой и испорченной женщиной.
«— Слышь, баба, Наташку не буди. Она и так днем мотает. Сбираются с Гришкой пахать. Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится да брови чернит, мать ее суку».
«…Тебе, сучке, не так надо бы ввалить!.. Потаскуха!..»
«У ней только что на уме — игрища да улица».
«Пантелей Прокофьевич скрепя сердце доверил ей быков, зная, как охоча она до веселого времяпровождения и как нерадива в уходе за скотом…»
«— Нам ее и прилепливать не к чему! Гляди, старая дура, не вздумай ее удерживать, ежели разговор зайдет. Нехай идет с двора… Она от работы хоронится, как собака от мух, а сама все норовит сладкий кусок сожрать да увеяться на игрища. Нам после Петра, царство ему небесное, такую в семье не держать. Это не баба, а зараза липучая!»
Несмотря на своё отношение к Дарье, старик Мелехов делает всё возможное, чтобы похоронить старшую сноху по всем правилам. Он уважает её за то, что была офицерской женой, получила Георгиевский орден.
«— За кладбищем я ее зарывать не буду. Она мне не сбоку припеку, а родная сноха. Муж ее погиб в бою с красными и был в офицерском чине, сама она егорьевскою медалью была пожалована, а ты мне такую хреновину прешь?!»
Петр Мелехов
Петр знает, что его жена — гулящая женщина и изменяет в его отсутствие.
«Петро писал чаще Григория и в письмах, адресованных Дарье, грозил ей и просил бросать баловство, — видно, слухи о вольном житье жены доходили и до него».
Наталья Мелехова
Наталья, будучи верной женой, с некоторым презрением относится к распутной Дарье.
«Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости».
Наталья первой замечает изменения во внешности больной Дарьи.
«Ее поразила перемена, происшедшая с Дарьиным лицом за эти дни: щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщинка, в глазах появился горячий тревожный блеск.Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 13
— Что это с тобой? Ты ажник с лица почернела, — участливо спросила Наталья».
Наталья быстро раскрывает лицемерие Дарьи: она прекрасно знает её безжалостность и равнодушие к чужому горю.
«— Я не слепая, вижу, для чего ты рассказала мне про это. Ить не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тяжельше было…Источник: Книга 4, часть седьмая, Глава 14
— Верно! — вздохнув, согласилась Дарья. — Рассуди сама, не мне же одной страдать?»
Подробная характеристика Натальи Мелеховой.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Дарьи Мелеховой вместе!
Биография
Дарья Матвеевна Мелехова — молодая женщина, жена Петра Пантелеевича Мелехова. В юном возрасте выйдя замуж за Петра, она переехала в курень Мелеховых, где стала жить и работать наравне с остальными членами семьи.
В 1912 году у Петра и Дарьи родился ребенок, однако он умер спустя два года, вероятно, от какой-то «детской» болезни, которую в те времена не могли лечить.
Дарья — простая казачка, но её статус среди хуторских женщин становится гораздо выше, когда Пётр Мелехов получает офицерский чин. Так Дарья становится «офицерской женой» и пользуется большим уважением.
С отъездом мужа на фронт Дарья, не стесняясь, ведёт распутный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Сплетни о её похождениях распространяются не только по родному хутору, но доходят и до Петра.
После того как Петра Мелехова расстреляли большевики, Дарья становится вдовой, но не меняет распутного образа жизни. Когда по хутору проводят пленных большевиков, она без раздумий убивает из винтовки односельчанина, который был причастен к расстрелу Петра. За этот поступок Дарья получает от генерала в качестве награды Георгиевскую медаль и 500 рублей.
Беспорядочные половые связи становятся причиной того, что Дарья заражается сифилисом. Понимая, что болезнь неизлечима, она собирается кончить жизнь самоубийством. Дарья решает утопиться в реке и вскоре осуществляет свой замысел.
Несмотря на то что Дарья была самоубийцей, Пантелею Прокофьевичу удаётся добиться того, чтобы её похоронили на кладбище, рядом с могилой Петра.
Образ Дарьи Мелеховой
Дарья Мелехова — один из второстепенных, но очень ярких и колоритных женских образов, который постепенно раскрывается на протяжении всего произведения.
Поначалу Дарья предстает весёлой и жизнерадостной молодой женщиной. Она не любит работать и, будь её воля, всё время проводила бы на игрищах, флиртуя с парнями и сплетничая с хуторскими женщинами.
Дарья — большая модница, она с большим трепетом относится к своей внешности. Будучи очень красивой от природы, она подчёркивает свою привлекательность, подкрашивая брови и щеки. Дарья любит прихорашиваться у зеркала, наряжаться без повода.
Одна из главных черт Дарьи — распущенность, которая в полной мере раскрывается после отъезда Петра на фронт. Не заботясь о собственной репутации, она открыто изменяет мужу с казаками. Среди её любовников и сосед Степан Астахов, она пытается заигрывать даже с Григорием. Дарья откровенно признаётся, что не может жить без мужской ласки, и не реагирует на осуждение семьи.
Дарью отличает смелость и решительность. Это человек действия, она не раздумывает долго перед тем, как совершить что-то. Так, она без тени сомнения убивает односельчанина, принимавшего участие в убийстве её мужа Петра. Дарья искренне считает свой поступок правильным и справедливым.
Отличительная черта Дарьи — удивительная сила духа, стойкость в сочетании с позитивным настроем. Она с игривой улыбкой переносит все жизненные испытания, коих в её судьбе было немало. Недаром автор сравнивает Дарью с красивой цветущей лозиной, которая гнётся под ветром, но не ломается.
Перелом в сознании Дарьи наступает после известия о неизлечимой болезни. У героини происходит переоценка жизненных ценностей. Она понимает, что жила совсем не так, как следовало, и искренне сожалеет об этом. В последний раз Дарья проявляет внутреннюю силу, когда решается на самоубийство.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Тихий Дон»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Тихий Дон»для самых компанейских -
Главные герои «Тихий Дон»Вывод
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Дарья Мелехова представляет собой яркий образ лихой весёлой казачки, неунывающей женщины, которой не страшны никакие жизненные трудности. Отношение к героине весьма неоднозначно, поскольку это один из сложных и противоречивых женских образов романа.
Автор видит роль героини в том, чтобы продемонстрировать, насколько пустой и бессмысленной бывает жизнь без истинной любви. Дарья с головой погружается в пучину страсти и разврата и лишь перед смертью с грустью осознаёт, что прожила никчёмную жизнь. Характеристика образа Дарьи Мелеховой позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить доклад или написать сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Как звали супруга Дарьи Мелеховой?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.