- /24Вопрос 1 из 24
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 62% ответили правильно62% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВерные варианты ответов 2 и 4. В первом и втором предложениях верно передана главная информация текста, которая состоит в том, что основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие, что нашло свое отражение в древнерусской культуре. В первом предложении это отражено через перечисление различных профессий и умений русских людей, а во втором - через упоминание того, что древняя русская культура отражает мировоззрение земледельца.
- /24Вопрос 2 из 24
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 85% ответили правильно85% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВ данном контексте, слово "поэтому" связывает информацию о том, что земледелие было основным занятием восточных славян на протяжении многих веков, и то, что древнерусская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
- /24Вопрос 3 из 24
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТРАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выберите соответствующее значение в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОТРАЖАТЬ, -аю, -аешь; несов.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 81% ответили правильно81% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 4 из 24
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выберите это слово.
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 72% ответили правильно72% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВ слове "кремень" ударение должно быть на втором слоге, на букве "е" - "кремЕнь"
- /24Вопрос 5 из 24
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.
- Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.
- В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.
- Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.
- Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной —не то БОЛОТНОЙ, не то то речной— воде.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 60% ответили правильно60% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВерное написание предложения: “В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом дипломатических отношений”. В данном случае нужно использовать слово "дипломатических", так как оно указывает на характер отношений между государствами, а не на какие-то общие качества.
- /24Вопрос 6 из 24
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- знающие БУХГАЛТЕРЫ
- много ЯБЛОК
- в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
- более ХУДШИЙ
- новых ШОРТ
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 60% ответили правильно60% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответу“Более плохой”. В этом случае правильно написать "более плохой", так как слово "плохой" употребляется в сравнительной степени как основное прилагательное, а слово "худший" является формой превосходной степени, а не сравнительной. Таким образом, правильная форма будет "более плохой".
- /24Вопрос 7 из 24
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ- ошибка в построении предложения с однородными членами
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
- неправильное построение предложения с косвенной речью
- ошибка в употреблении имени числительного
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 68% участников32% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 8 из 24
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- р..систый
- созн..ваться
- экск..ватор
- пок..яние
- вым..кнуть (под дождём)
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 68% ответили правильно68% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуВ слове "экскаватор" пропущена безударная непроверяемая гласная "а" в корне.
- /24Вопрос 9 из 24
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
- ра..бросать, бе..болезненный
- р..спорядиться, с.гласие
- пр..образовать, пр..оритет
- вз..скать, сверх..нтересный
- по..ставка, о..гадывать
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 57% ответили правильно57% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 10 из 24
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
- выносл..вый
- подразум..вать
- раскра..вать
- милост..вый
- подмарг..вающий
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 68% ответили правильно68% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 11 из 24
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква "И"
- дремл..т (он)
- ненавид..вший
- закле..на
- пил..щий
- объезд..вший
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 72% ответили правильно72% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПравильно, на месте пропуска в слове "объездивший" пишется буква "и".
- /24Вопрос 12 из 24
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 72% ответили правильно72% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответу“Невысокими” пишется слитно, так как синоним слова - “низкими”, “низкий”.
- /24Вопрос 13 из 24
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
- Как и наш мир, поверхность шара ТО(ЖЕ) конечна и ПРИ(ТОМ) не имеет границ.
- (В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.
- (НИ)ЧТО не изменилось в родной деревне: (ПО)ПРЕЖНЕМУ скрипит колодец и гуси важно ходят вдоль пруда.
- Внезапно ОТКУДА(ТО) из-за леса налетели тучи, и мальчики поспешили домой, ЧТО(БЫ) не промокнуть.
- Он (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет ТАК(ЖЕ), как и его отец, плавал матросом по всем морям и океанам.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 70% ответили правильно70% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПравильный ответ: "тоже притом", так как они являются наречиями и употребляются в предложении в функции наречия. Наречия, как правило, пишутся слитно с тем словом, к которому относятся.
- /24Вопрос 14 из 24
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На автопортрете художник изображён в изыска(1)ом плаще, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно причёса(3)ы.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 57% ответили правильно57% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуНа месте цифр 1 и 2 пишется НН. Слова "изысканный" и "уверенно" пишутся с двумя буквами "н", так как они образованы от основ на -нн-, где первая буква "н" отвечает за связку с приставкой, а вторая - за образование формы слова.
- /24Вопрос 15 из 24
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 62% ответили правильно62% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответу3 и 4 предложения с одной запятой: “Москва – это сады и чертоги, золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках” - перечисление чего-либо выделяется запятыми. “Сумерки сгущаются и опускаются ниже, и на небе зажигаются первые звёзды”. В этом предложении стоит запятая, потому что оно состоит из двух простых предложений, соединенных союзом "и". При соединении простых предложений союзом "и" ставится запятая между ними.
- /24Вопрос 16 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Базаров (1) вставший было навстречу (2) вошедшему в комнату (3) Павлу Петровичу (4) присел на край стола и скрестил на груди руки.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 64% ответили правильно64% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПравильное написание: “Базаров, вставший было навстречу вошедшему в комнату Павлу Петровичу, присел на край стола и скрестил на груди руки”. В данном предложении необходимо поставить запятую перед вводным словом "вставший", то есть между "Базаров" и "вставший". Вторая запятая перед словом "приcел" ставится, потому что "вставший было навстречу" и "присел на край стола" - это два обстоятельства, оба относящиеся к действию Базарова. Чтобы выделить их и отделить от основной части предложения, нужно поставить запятые.
- /24Вопрос 17 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 57% ответили правильно57% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуЗапятые стоят на месте цифр 1, 2, и 3, выделяя тем самым вводные слова предложения: “Что обозначают диалектные слова? Безусловно, многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец», например, в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
- /24Вопрос 18 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите цифру в вариантах ответа, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 79% ответили правильно79% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуЗапятая должна стоять на месте цифр 1. В данном случае необходимо ставить запятую перед вводным словом "по произведениям". "Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы."
- /24Вопрос 19 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 64% ответили правильно64% ответили правильно на этот вопросПояснение к правильному ответуПравильно: “Новый агроном ещё утром предупреждал, что приближается мощный грозовой фронт и что если не начать уборку пшеницы, то она поляжет под дождём и сгниёт.” Запятая на месте цифр 1 выделяет придаточные предложения
«что приближается мощный грозовой фронт и что<...> (то) она поляжет под дождём и сгниёт». Запятая на месте цифры 5 обособляет придаточное предложение «если не начать уборку пшеницы»
. Запятые на месте цифр 2 и 3 не ставятся, так как союз И соединяет однородные придаточные. Запятая на месте цифры 4 не ставится, так как у союза ЕСЛИ есть соотносительное слово ТО. - /24Вопрос 20 из 24
Прочитайте текст и выполните задания 20-23.
(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться. (2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность. (4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (б)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации. (14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс. (21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было. (23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени! (27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов. (30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!
(По М. А. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 57% ответили правильно57% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 21 из 24
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 60% ответили правильно60% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 22 из 24
Из предложения 2 выпишите все антонимы (антонимическую пару). В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 53% ответили правильно53% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 23 из 24
Среди предложений 30—35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи подчинительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы и еще 62% ответили правильно62% ответили правильно на этот вопрос - /24Вопрос 24 из 24
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Установите соответствие между пропусками в предложении и терминами: для каждого пропуска в предложении в левом столбце обозначенного буквой, подберите соответствующий пропущенный термин из правого столбца.
Размышляя об изменениях, происходящих в языке, автор стремится привлечь внимание читателя. С этой целью он использует такой приём, как (А) _________ (предложения 6—7). Необратимость и определённую закономерность происходящих в языке процессов М. А. Кронгауз подчёркивает, используя лексические средства: (Б) _________ ("белой вороной" в предложении 18) и (В) _________ ("гаджеты" в предложении 22). Неравнодушие лингвиста к судьбе родного языка и к отношению к нему людей обнаруживает использованное в тексте синтаксическое средство — (Г) _________ (предложения 30, 35)».
ПРОПУСКИ В ПРЕДЛОЖЕНИИПРОПУЩЕННЫЕ ТЕРМИНЫ- А
- Б
- В
- Г
Правильный ответНеправильный ответВ вопросе ошибка?Вы ответили лучше 72% участников28% ответили правильно на этот вопрос
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
Тест “Итоговая контрольная работа” по русскому языку для 11 класса содержит 24 вопроса, которые охватывают различные аспекты знаний русского языка. В тесте представлены задания на определение главной информации в тексте, определение значения слова по контексту, правописание, грамматику, знание знаков препинания и терминологию.
В некоторых вопросах теста нужно выбрать правильные предложения, в которых передана главная информация. Также предлагается выполнить задания на определение значения слова по контексту, на правильное ударение, выбрать предложения с правильным написанием слов и исправить ошибки в словах и предложениях.
В тесте представлены вопросы на правильное расстановку знаков препинания, на определение формы слова и на соотнесение грамматических ошибок с предложениями, в которых они допущены.
Тест “Итоговая контрольная работа” по русскому языку для 11 класса поможет проверить знание русского языка на различных уровнях и подготовить учеников к экзамену.