Тест на тему: “Средства выразительности (подготовка к ЕГЭ)”

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
30 вопросов
Эксперт
Для учителя
Материал разместил учитель Школа № 321, г. Санкт-Петербург Екатерина Олеговна Голубева.
  1. /30
    Вопрос 1 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Сменит не раз младая дева, Мечтами легкие мечты, Так дерево свои листы, Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
    • Мело, мело по всей земле Во все пределы... (Б.Пастернак)
    • Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов)
    • Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
    • Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 63%
    ответили правильно
    63% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Сравнение используется для установления аналогии между двумя объектами и для подчеркивания сходства между ними. Гипербола - это сознательное преувеличение, которое используется для усиления впечатления или эмоциональной нагрузки. Парцелляция - это разделение предложений или целых текстов на более мелкие части, чтобы подчеркнуть их отдельность и важность. Анафора - это повторение одного и того же слова или выражения в начале нескольких последовательных предложений, чтобы подчеркнуть его важность и эмоциональную значимость. Оксюморон - это комбинация противоположных понятий в одном выражении для создания неожиданного и удивительного эффекта. Таким образом, в прозаическом тексте Ю.Трифонова используется парцелляция, а в поэтических текстах Пушкина, Пастернака, Ахматовой и Блока - сравнение, гипербола, анафора и оксюморон соответственно. Каждое средство выразительности используется для достижения определенного эффекта и выражения авторской мысли.

  2. /30
    Вопрос 2 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин)
    • Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
    • Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)
    • – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)
    • Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    52% участников
    48% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин) - перифраза, поскольку автор заменяет обычные выражения на более яркие, описывая северное лето как "карикатуру южных зим".
    Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский) - олицетворение, автор наделяет объекты природы человеческими качествами.
    Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) - антитеза, поскольку автор противопоставляет два несовместимых понятия времени - "птицей" и "червяком".
    – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь) - синекдоха, поскольку автор использует часть объекта ("борода") для обозначения объекта в целом ("человека").
    Не умрет твой стих могучий, Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой. (Н.Языков) - эпитеты, поскольку автор использует несколько качественных прилагательных для описания стиха.

  3. /30
    Вопрос 3 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
    • Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
    • И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)
    • Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
    • О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 57%
    ответили правильно
    57% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) - метонимия (замена названия предмета или явления на другое, тесно с ним связанное)
    Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) - литота (использование сравнения, при котором сравниваемое и подразумеваемое являются синонимами)
    И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок) - оксюморон (сочетание противоположных понятий)
    Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) - Градация (накопление, усиление, прогрессия)
    О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) - перифраза (описание чего-то или кого-то посредством перефразирования)

  4. /30
    Вопрос 4 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)
    • Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. (С.Орлов)
    • В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
    • Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь; Моря и каменные горы, И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)
    • И только сбруя золотая Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    59% участников
    41% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) - Поэтический текст, метафора используется для переноса значения слова "рука" на процесс рассвета, чтобы создать образ яблок, сбиваемых рукой.
    Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. (С.Орлов) - Прозаический текст, синекдоха используется для замены названия целого объекта ("тело погибшего солдата") на название его части ("шар земной").
    В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин) - Поэтический текст, перифраза используется для замены названия объекта ("девушка") на более развернутый вариант ("девушка, которая распевает и прядет в зимние ночи").
    Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь; Моря и каменные горы, И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский) - Поэтический текст, антитеза используется для противопоставления и объединения двух противоположных понятий в одном контексте, чтобы вызвать у читателя эмоциональное воздействие.
    И только сбруя золотая Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок) - Поэтический текст, парцелляция используется для разбивки одного объекта ("сбруя золотая") на его составляющие, чтобы создать более детальный образ.

  5. /30
    Вопрос 5 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
    • Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
    • Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
    • Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов)
    • И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 65%
    ответили правильно
    65% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Жить, храня веселье горя, Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов) - оксюморон. Оксюморон - это средство выразительности, которое используется для объединения двух противоположных понятий в одном выражении. В данном случае, слова "веселье" и "горе" взаимоисключающие, но они объединены для создания эффекта оксюморона.
    Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц) - градация. Градация - это последовательное нарастание интенсивности в выражении или событии. В данном случае, слова "сломлюсь", "дрогну", "устану" усиливают друг друга и создают эффект градации.
    Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) - олицетворение. Олицетворение - это средство выразительности, при котором неодушевленные объекты или абстрактные понятия описываются как живые существа. В данном случае, слово "котелок" описывается как будто он является живым существом, которое может сердиться и бормотать.
    Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов) - ирония. Ирония - это средство выразительности, при котором высказывается противоположное тому, что на самом деле имеется в виду. В данном случае, говоря "Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши", автор на самом деле подразумевает, что пение неважно, главное - танцы.
    И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) - гипербола. Гипербола - это средство выразительности, при котором преувеличиваются какие-то аспекты выражения. В данном случае, слова "никто с начала мира" и "такого пира" используются для создания эффекта преувеличения.

  6. /30
    Вопрос 6 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • На реке форелевой, в северной губернии, В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
    • Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
    • И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)
    • Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов)
    • И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 58%
    ответили правильно
    58% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    На реке форелевой, в северной губернии, В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин) - эпитет, используется для усиления художественной выразительности, создания ярких и образных описаний.
    Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин) - гипербола, преувеличение для создания яркой образности и эмоциональной экспрессии.
    И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) - оксюморон, сочетание двух противоположных понятий для создания неожиданного эффекта и усиления эмоциональной выразительности.
    Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов) - метонимия, замена слова на другое, связанное с ним тесно по смыслу, для более яркого и эмоционального описания.
    И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак) - метафора, использование образов в переносном значении для создания ярких и оригинальных образов.

  7. /30
    Вопрос 7 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
    • Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
    • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
    • Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
    • И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    60% участников
    40% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющей." (К.Бальмонт) - описание тишины как объекта, с которым установлена личная связь, содержит оксюморон, сочетание двух противоположных понятий "обручился" и "тишиной", что создает неожиданный эффект.
    "Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава." (А.Ахматова) - описание тишины вокруг объекта, с помощью гиперболы, которая усиливает впечатление от пустоты и тишины.
    "Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал." (А.Пушкин) - употребление имени автора вместо произведения, которое он написал, называется метонимией. Здесь метонимия используется для передачи авторских предпочтений.
    "Плачет и смеется песня лиховая." (С.Есенин) - антитеза, сочетание противоположных понятий "плачет" и "смеется", создает контраст и усиливает эмоциональную окраску текста.
    "И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу." (А.Блок) - описание глаз с помощью метафоры, сравнение глаз с цветущими цветами на далеком берегу, что придает особую красоту и загадочность описанию.

  8. /30
    Вопрос 8 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
    • И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
    • Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)
    • Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)
    • Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь, О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 58%
    ответили правильно
    58% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Выхожу один я на дорогу." (М.Лермонтов) - инверсия, перестановка слов в предложении для усиления эмоциональной окраски и создания особого ритма.
    "И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет." (Г.Державин) - сравнение, с помощью которого автор сравнивает смерть с падением листа и умиранием раба, что создает сильный эффект контраста.
    "Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной." (А.Пушкин) - перифраза, замена имени на слово или словосочетание с похожим значением, чтобы подчеркнуть какую-то особенность или качество объекта.
    "Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна!" (Н.Некрасов) - гипербола, сильное преувеличение, которое создает яркое описание и подчеркивает особенности объекта.
    "Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь, О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!" (О.Хайям) - эпифора, повторение слова или выражения в конце нескольких предложений для усиления эмоциональной силы текста.

  9. /30
    Вопрос 9 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)
    • В темной роще на поляне Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)
    • Эх, суконная, казенная Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой зашитая, Кому не дорога! (А.Твардовский)
    • Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. (М.Цветаева)
    • Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... (Н.Некрасов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 53%
    ответили правильно
    53% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных." (М.Лермонтов) - сравнение, с помощью которого автор сравнивает ночи Украины с звездами, что создает яркую и образную картину.
    "В темной роще на поляне Плачет смехом бубенец." (С.Есенин) - оксюморон, сочетание двух противоположных понятий "плачет" и "смехом", что создает неожиданный и эмоциональный эффект.
    "Эх, суконная, казенная Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой зашитая, Кому не дорога!" (А.Твардовский) - эпитет, прилагательное, которое усиливает описание объекта и добавляет к нему определенную характеристику.
    "Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась." (М.Цветаева) - метафора, сравнение объекта с чем-то другим, что придает особую красоту и загадочность описанию.
    "Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная..." (Н.Некрасов) - антитеза, сочетание противоположных понятий, что создает контраст и подчеркивает разнообразие и противоречивость объекта.

  10. /30
    Вопрос 10 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)
    • Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
    • И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)
    • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
    • Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басе)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 51%
    ответили правильно
    51% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу." (В. Гаршин) - градация, последовательное перечисление объектов, которые постепенно увеличиваются в интенсивности, что создает особый эффект на слух.
    "Где стол был яств, там гроб стоит." (Г.Державин) - антитеза, сочетание противоположных понятий "стол яств" и "гроб", что создает контраст и подчеркивает противоречивость ситуации.
    "И страна березового ситца Не заманит шляться босиком." (С.Есенин) - перифраза, замена имени на слово или словосочетание с похожим значением, чтобы подчеркнуть какую-то особенность или качество объекта.
    "Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте." (Б.Пастернак) - парцелляция, разбиение предложения на несколько частей, которые обычно отделены запятыми, что позволяет усилить эмоциональную силу и сделать текст более экспрессивным.
    "Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь." (Басе) - олицетворение, выделение предмета или явления, которое приписывается человеческим качествам, что создает особую атмосферу и эмоциональную окраску.

  11. /30
    Вопрос 11 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Ветер, ветер! На ногах не стоит человек, Ветер, ветер – На всем Божьем свете. (А.Блок)
    • Голос безгласия; Чтоб он молчаньем Славу пел мою. (К.Бальмонт)
    • Война – жестче нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова. (А.Твардовский)
    • Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)
    • Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 52%
    ответили правильно
    52% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Ветер, ветер! На ногах не стоит человек, Ветер, ветер – На всем Божьем свете." (А.Блок) - гипербола, преувеличение, чтобы подчеркнуть силу и мощь природного явления.
    "Голос безгласия; Чтоб он молчаньем Славу пел мою." (К.Бальмонт) - оксюморон, сочетание противоположных понятий "голос безгласия" и "молчание, которое поет", чтобы подчеркнуть необычность и оригинальность мысли.
    "Война – жестче нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова." (А.Твардовский) - параллелизм, повторение похожих структур в разных фразах, анафора, повторение одного и того же слова в начале нескольких фраз, эпифора, повторение одного и того же слова в конце нескольких фраз, чтобы подчеркнуть важность и серьезность обращения.
    "Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит." (А.Пушкин) - метонимия, замена одного слова на другое, связанное с ним общим значением, в данном случае замена названия зрительного зала на название конкретных его элементов, чтобы создать более яркое и образное описание.
    "Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя." (С.Есенин) - олицетворение, преобразование предмета или явления в живое существо, в данном случае деревья, чтобы создать более яркое и образное описание.

  12. /30
    Вопрос 12 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова… Его товарищи, сыны: И Шереметьев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин. (А.Пушкин)
    • Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)
    • Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
    • Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
    • Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 56%
    ответили правильно
    56% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова… Его товарищи, сыны: И Шереметьев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин." (А.Пушкин) - перифраза, замена общеизвестного названия на другое слово с похожим значением, чтобы создать более яркое и образное описание.
    "Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь." (М.Волошин) - оксюморон, сочетание противоположных понятий "ненависть" и "любовь", чтобы подчеркнуть сложность и двойственность явления.
    "Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый." (И.Крылов) - метонимия, замена названия объекта на другое слово, связанное с ним по смыслу, в данном случае замена названия блюда на название его части, чтобы создать более естественное и привычное описание.
    "Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока." (Н.Рубцов) - анафора, повторение одного и того же слова в начале нескольких фраз, чтобы подчеркнуть единство и связь между описываемыми явлениями.
    "Мне грустно... оттого что весело тебе." (М.Лермонтов) - антитеза, противопоставление противоположных понятий "грусть" и "веселье", чтобы подчеркнуть несоответствие эмоций между говорящим и адресатом.

  13. /30
    Вопрос 13 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Ты, брат, – это батальон. Полк. Дивизия. А хочешь – Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)
    • В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
    • Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)
    • Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)
    • Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 53%
    ответили правильно
    53% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Ты, брат, – это батальон. Полк. Дивизия. А хочешь – Фронт. Россия!.." (А.Твардовский) - градация, поэтапное нарастание силы и значимости, чтобы подчеркнуть высокое значение и важность обращения к брату.
    "В сто сорок солнц закат пылал." (В.Маяковский) - гипербола, преувеличение, чтобы создать более яркое и образное описание заката.
    "Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков." (А.Пушкин) - ирония, использование высказывания, которое противоположно тому, что автор на самом деле имеет в виду, чтобы вызвать смех или удивление читателя.
    "Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег." (С.Есенин) - метафора, перенос значения слова "звезды" на глаза собак, чтобы создать более яркое и образное описание.
    "Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать." (А.Чехов) - инверсия, изменение порядка слов в предложении, чтобы подчеркнуть важность того, чего не нужно желать, а не того, что нужно желать.

  14. /30
    Вопрос 14 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)
    • Старик с морозца вносит в дом Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)
    • Ночь стелет тень и влажный берег судит, Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)
    • Собирались на работу ночью. Читали Донесенья, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино. (М.Волошин)
    • Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 53%
    ответили правильно
    53% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна." (М.Исаковский) - лексический повтор, который повторяет и усиливает главную мысль стихотворения.
    "Старик с морозца вносит в дом Охапку дров продрогших." (Д.Самойлов) - эпитет, который описывает дрова и помогает создать образ холода и зимы.
    "Ночь стелет тень и влажный берег судит, Ночь тянет вдаль свой невод золотой." (И.Бунин) - метафора, которая усиливает образную характеристику ночи и придает ей дополнительный смысл.
    "Собирались на работу ночью. Читали Донесенья, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино." (М.Волошин) - парцелляция, которая дает возможность описать действия людей на работе в ночное время, каждое действие описывается отдельно, что усиливает восприятие напряженной обстановки и скорости происходящего.
    "Земля дымилась, словно щей горшок." (Б.Пастернак) - сравнение, которое усиливает образную характеристику земли и помогает создать образ дыма.

  15. /30
    Вопрос 15 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Тогда ночной фиалкой пахнет все: Лета и лица. Мысли. Каждый случай, Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)
    • Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь. Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)
    • Но степь поет. (И.Бунин)
    • Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
    • День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 56%
    ответили правильно
    56% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Парцелляция - это прием, при котором текст разбивается на небольшие фрагменты, каждый из которых выделяется и передает свою мысль, создавая общее эффектное впечатление.
    Параллелизм - это повторение похожих по форме и смыслу конструкций, создающее эффект единства, гармонии, усиления выразительности.
    Метонимия - это замена одного слова другим, которое имеет с ним непосредственную связь.
    Оксюморон - это сочетание противоположных понятий, слов или фраз в одном высказывании, создающее контрастный эффект.
    Сравнение - это прием, при котором устанавливается аналогия между двумя явлениями, объектами или понятиями, позволяющая создать более яркое представление об одном из них.

  16. /30
    Вопрос 16 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
    • Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха.(А.Чехов)
    • Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)
    • Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)
    • Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночей, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. (А.Фет)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    52% участников
    48% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою." Анафора - это повторение одного и того же слова или выражения в начале последовательных предложений. В данном случае анафора создает эффект повторения и подчеркивает тему песни о потерянных и уставших людях.
    "Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха." Гипербола - это утрирование, преувеличение. В данном случае гипербола усиливает впечатление от аромата цветов и показывает его сильный эффект на окружающую среду.
    "Так много думано, исполнено так мало." Антитеза - это сочетание двух противоположных понятий, явлений или качеств. В данном случае антитеза выражает расхождение между многими мыслями и малым количеством реализованных идей.
    "Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной." Градация - это постепенное увеличение или уменьшение важности, интенсивности или силы выражения. В данном случае градация подчеркивает возрастающую угрозу и беспокойство, которые приходят на человека со стороны окружающего мира.
    "Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночей, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица." Бессою

  17. /30
    Вопрос 17 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты, Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты, Если я позову Тебя, стоны услышишь, А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)
    • Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)
    • Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
    • О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)
    • Вся жизнь, ненужно изжитая. Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    60% участников
    40% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Эпифора: О.Хайям, поэтический текст. Средство выразительности используется для повторения слов или фраз в конце нескольких последовательных предложений. Здесь эпифора создает ритмичную структуру и усиливает эмоциональную напряженность выражения.
    Метонимия: А.Пушкин, поэтический текст. Средство выразительности используется для замены слова на другое, связанное с ним по смыслу. Здесь метонимия "Лицей" используется для обозначения А.С. Пушкина и его литературных достижений, связанных с учебой в Лицее.
    Метафора: Н.Гумилев, поэтический текст. Средство выразительности используется для переноса значения одного слова на другое. Здесь метафора "золотое сердце" используется для описания России как ценного и драгоценного объекта.
    Перифраза: В.Брюсов, поэтический текст. Средство выразительности используется для замены слова на описание или похожее по звучанию слово. Здесь перифраза "далекий соловей" используется для обозначения барда любви.
    Градация: А.Блок, поэтический текст. Средство выразительности используется для перечисления по возрастающей или убывающей. Здесь градация "изжитая, пытала, унижала, жгла" передает постепенное усиление тяжести и негативного воздействия жизненных событий.

  18. /30
    Вопрос 18 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
    • О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле. (А.Блок)
    • Шепот ли, шорох иль шелест – Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)
    • И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)
    • Гремят отдвинутые стулья; Толпа в гостиную валит; Так пчел из лакомого улья На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    59% участников
    41% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет." (А.Фет) - метафора. В тексте используется сравнение, при котором ночные цветы и сердце человека сопоставляются между собой, чтобы передать идею о пробуждении жизни и любви.
    "О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле." (А.Блок) - градация. В тексте использованы постепенно возрастающие по силе и эмоциональной насыщенности слова "доблестя", "подвигах" и "славе", чтобы передать идею о поэте, который в условиях горящей страны нашел важнее дело, чем героические подвиги.
    "Шепот ли, шорох иль шелест – Нежность, как песни Саади." (С.Есенин) - звукопись. В тексте используется перечисление различных звуков (шепот, шорох, шелест), которые служат для передачи образа нежности и мягкости.
    "И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная." (Ю.Трифонов) - парцелляция. В тексте используется перечисление слов "власть", "истинная" и "стальная", чтобы подчеркнуть идею о том, что власть, которой овладевают главные герои, является непреклонной и неустрашимой.
    "Гремят отдвинутые стулья; Толпа в гостиную валит; Так пчел из лакомого улья На ниву шумный рой летит." (А.Пушкин) - сравнение. В тексте используется сравнение толпы, валящей в гостиную, с роем пчел, летящих на ниву, чтобы передать образ суеты и шума.

  19. /30
    Вопрос 19 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Таскали – то кирпичик, то полено, То бревнышко. И прятались. (А.Блок)
    • Снег, словно мед ноздреватый, Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
    • Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)
    • Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)
    • Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    53% участников
    47% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Таскали – то кирпичик, то полено, То бревнышко. И прятались." (А.Блок) - Парцелляция/ Парцелляция - это разделение текста на части, чтобы передать информацию более точно и четко.
    "Снег, словно мед ноздреватый, Лег под прямой частокол." (С.Есенин) - Сравнение. Сравнение - это установление аналогии между двумя объектами или явлениями, чтобы передать идею.
    "Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб." (В.Маяковский) - Звукопись. Звукопись - это использование звуковых имитаций, чтобы передать звучание или звуковые эффекты.
    "Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Тома." (М.Цветаева) - Метонимия. Метонимия - это замена слова или выражения другим словом, которое связано с ним по смыслу.
    "Бесконечность немых голосов." (К.Бальмонт) - Оксюморон. Оксюморон - это сочетание двух противоположных понятий в одном выражении.

  20. /30
    Вопрос 20 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
    • На улице, шагах в пяти, Стоит, стыдясь, зима у входа И не решается войти. (Б.Пастернак)
    • Мы – из Вильяма Шекспира Два стиха. (М.Цветаева)
    • Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)
    • Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    56% участников
    44% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Черный бархатный шмель, золотое оплечье" - эпитет, использован в поэтическом тексте И. Бунина для создания яркой образности и визуализации описываемого предмета или явления.
    "На улице, шагах в пяти, Стоит, стыдясь, зима у входа И не решается войти" - метафора, использована в поэтическом тексте Б. Пастернака для переноса значения слова "зима" на неопределенный объект, показывая его неопределенность и нерешительность.
    "Мы – из Вильяма Шекспира Два стиха" - метонимия, использована в поэтическом тексте М. Цветаевой для замены одного понятия (поэзии) на другое, связанное с ним (стихотворение).
    "Забуду год, день, число. Запрусь одинокий с листом бумаги я" - градация, использована в поэтическом тексте В. Маяковского для создания эффекта нарастания, усиления эмоционального напряжения, передачи состояния души автора.
    "Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной" - перифраза, использована в поэтическом тексте А. Пушкина для замены имени "певец" на более подробное описание, показывающее его характеристики и образ действия.

  21. /30
    Вопрос 21 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)
    • Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)
    • И на известку колоколен невольно крестится рука.(С.Есенин)
    • Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
    • Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    58% участников
    42% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Литота - "Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка." (А.Грибоедов) - прозаический текст. Литота - это использование меньшей степени выраженности, чем требуется в конкретной ситуации. Здесь автор употребляет слово "наперсток" вместо "собака", чтобы выразить свою презрительную иронию в адрес адресата.
    Олицетворение - "Спит земля в сиянье голубом." (М.Лермонтов) - поэтический текст. Олицетворение - это передача неодушевленным объектам свойств и действий, присущих живым существам. Здесь автор описывает землю, как будто она спит, то есть придает ей свойство, характерное для живых существ.
    Метонимия - "И на известку колоколен невольно крестится рука." (С.Есенин) - поэтический текст. Метонимия - это замена одного слова другим, которое с ним связано по принципу смыслового или физического соприкосновения. Здесь автор использует метонимию, заменяя слово "церковь" на "колокольню", а затем на "известку" (белый известняк, из которого часто строили колокольни), чтобы передать идею религиозности и почтения перед церковью.
    Метафора - "Я восторгами сердце баюкаю." (В.Брюсов) - поэтический текст. Метафора - это перенос значения одного слова на другое на основе сходства признаков. Здесь автор сравнивает свои чувства со звуком колыбельной, который усыпляет ребенка, чтобы передать свои эмоции.
    Перифраза - "Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы." (А.Пушкин) - поэтический текст. Перифраза - это замена слова или словосочетания другим, более описательным и образным. Здесь автор заменяет слова "крестьяне" на "сельские циклопы", "русский камин" на "медлительный огнем”

  22. /30
    Вопрос 22 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)
    • И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)
    • Придет шарманщик хмурый, Заплачет на дворе… О той свободной доле, Что мне не суждена. (А.Блок)
    • Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак)
    • Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    57% участников
    43% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. (М.Лермонтов) - перифраза
    Перифраза - это замена имени существительного или группы слов, обозначающих конкретное понятие, описанием качеств, свойств, действий, характеристик этого понятия. В данном случае, автор заменяет слово "Лермонтов" на описание его творческой натуры и памятника его славы - торжественный венок.
    И раб судьбу благословил. (А.Пушкин) - синекдоха
    Синекдоха - это замена слова одной частью целого или наоборот. В данном случае, автор заменяет понятие "человек" на одну из его частей - "раб".
    Придет шарманщик хмурый, Заплачет на дворе… О той свободной доле, Что мне не суждена. (А.Блок) - парцелляция
    Парцелляция - это разделение речи на маленькие фрагменты, которые могут вызвать у читателя определенные эмоции и ассоциации. В данном случае, автор разделяет речь на небольшие фрагменты и передает образ настроения, вызывая у читателя чувство тоски и грусти.
    Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) - лексический повтор
    Лексический повтор - это повторение слова или словосочетания для достижения эффекта усиления значения, уточнения или усиления выразительности. В данном случае, автор повторяет слово "Свеча горела", чтобы подчеркнуть особенную атмосферу момента.
    Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов) - градация
    Градация - это последовательное перечисление слов или фраз, расположенных по возрастанию или убыванию степени выраженного значения. В данном случае, автор последовательно перечисляет действия, которые герой должен совершить, при этом каждое следующее действие усиливает предыдущее.

  23. /30
    Вопрос 23 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Младший сын был ростом с пальчик – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова)
    • Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. (М.Цветаева)
    • В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез. (Басё)
    • Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
    • Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 56%
    ответили правильно
    56% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Литота" - пример стилистической фигуры, при которой употребляется отрицание, чтобы подчеркнуть высокую значимость того, что имеется в виду. Пример использования в поэтическом тексте: "Младший сын был ростом с пальчик – Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать" (А.Ахматова).
    "Градация" - пример стилистической фигуры, при которой выражается постепенное увеличение или уменьшение признака. Пример использования в поэтическом тексте: "Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю" (М.Цветаева).
    "Сравнение" - пример стилистической фигуры, при которой устанавливается сходство между двумя предметами или явлениями. Пример использования в поэтическом тексте: "В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеет свежий срез" (Басё).
    "Метонимия" - пример стилистической фигуры, при которой заменяется одно слово другим, находящимся в близкой связи с ним по смыслу. Пример использования в прозаическом тексте: "Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви" (А.Блок).
    "Метафора" - пример стилистической фигуры, при которой устанавливается аналогия между двумя предметами или явлениями. Пример использования в поэтическом тексте: "Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза" (О.Мандельштам).

  24. /30
    Вопрос 24 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Одноэтажные дома, Где однодумы-генералы Свой коротают век усталый, Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)
    • Еще недавно ласточкой свободной Свершала ты свой утренний полет, А ныне станешь нищенкой голодной, Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)
    • И путешествия ему, Как все на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)
    • Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. (А.Блок)
    • Легче весеннего дуновения Прикосновение Пальцев тонких. (М.Кузмин)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    51% участников
    49% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Одноэтажные дома, Где однодумы-генералы Свой коротают век усталый, Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам) - метонимия. В тексте используется замена названия журнала и книги на самих читателей, чтобы передать образ типичной российской интеллигенции того времени.
    Еще недавно ласточкой свободной Свершала ты свой утренний полет, А ныне станешь нищенкой голодной, Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова) - антитеза. В тексте противопоставляются два состояния - свободы и нищеты.
    И путешествия ему, Как все на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин) - сравнение. В тексте сравниваются ситуации, когда герой возвращается из путешествия, и когда Чацкий попадает на бал с корабля в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. (А.Блок) - олицетворение. В тексте река олицетворяется как живое существо, которое может грустить, а стога - как объект, способный испытывать грусть.
    Легче весеннего дуновения Прикосновение Пальцев тонких. (М.Кузмин) - гипербола. В тексте утверждается, что прикосновение пальцев тонких легче, чем весеннее дуновение, что передает идею о нежности и легкости.

  25. /30
    Вопрос 25 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Морозные белые пальмы На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
    • И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной? Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)
    • Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)
    • Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла в башне замка Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)
    • И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    62% участников
    38% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Средство выразительности - метафора. "Морозные белые пальмы На стеклах беззвучно цветут." Метафора создает яркое впечатление образа, описывая снежинки, находящиеся на окнах, как белые пальмы.
    Средство выразительности - оксюморон. "Такой нарядно-обнаженной." Оксюморон состоит в соединении двух противоположных понятий - "нарядной" и "обнаженной", что создает эффект неожиданности и привлекает внимание читателя.
    Средство выразительности - перифраза. "Суровый Дант не презирал сонета." Перифраза состоит в перефразировании имен с помощью описательных слов или выражений. В данном случае перифраза создает образ классической поэзии, которая всегда находилась в почете у Данте.
    Средство выразительности - метонимия. "Королева играла в башне замка Шопена." Метонимия - замена одного понятия другим, связанным с ним, но не тождественным ему. В данном случае замена имени королевы на игру и имя замка на имя композитора.
    Средство выразительности - лексический повтор. "Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!" Лексический повтор создает эффект усиления и подчеркивает эмоциональность произведения.

  26. /30
    Вопрос 26 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)
    • Пусть уснет океан на песке и щебне. Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)
    • Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)
    • Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. (К.Бальмонт)
    • В морозном тумане белеет Исакий. На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 53%
    ответили правильно
    53% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн) - градация. Слова "усики", "усы", "усищи" образуют градацию, то есть последовательность синонимов, различающихся по степени интенсивности.
    Пусть уснет океан на песке и щебне. Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс) - олицетворение. Океан олицетворяется именно здесь, как будто это живое существо, которое может заснуть.
    Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви, весна! (М.Кузмин) - перифраза. "Кудесница любви" здесь является перифразой для весны, подчеркивающей ее магическую силу и красоту.
    Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. (К.Бальмонт) - анафора, параллелизм. Анафора, состоящая в повторении фразы "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце", и параллелизм, выражающийся в сравнении Солнца и высоких гор, являются средствами выразительности в данном тексте.
    В морозном тумане белеет Исакий. На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов) - метонимия. Имена Исакий и Петр здесь используются как метонимии для храмов находящихся в Санкт-Петербурге.

  27. /30
    Вопрос 27 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, – Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)
    • Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)
    • Больной, усталый лед, Больной и талый снег. (Д.Мережковский)
    • Он в том покое поселился, Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)
    • Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 56%
    ответили правильно
    56% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, – Все жаворонки нынче – вороны!" (М.Цветаева) - антитеза. В тексте противопоставляются два противоположных понятия: прошлое и настоящее, жаворонки и вороны, создавая эффект контраста и неожиданности.
    "Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши." (К.Бальмонт) - звукопись. В тексте звук шуршания камышей передается звукоподражанием, что создает образ полуночной тишины и природной красоты.
    "Больной, усталый лед, Больной и талый снег." (Д.Мережковский) - эпитеты. В тексте описывается лед и снег как больной и усталый, что усиливает образ зимней меланхолии и грусти.
    "Он в том покое поселился, Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил." (А.Пушкин) - перифраза. В тексте используется перифраз, чтобы описать место, где герой поселился, создавая образ деревенского уединения и спокойствия.
    "Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега." (А.Толстой) - гипербола. В тексте используется гипербола для усиления образа любви, описывая ее как широкую, как море, не вмещающуюся в жизненные рамки.

  28. /30
    Вопрос 28 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Подруга думы праздной, чернильница моя; Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)
    • Летят они, написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
    • Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)
    • Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)
    • Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    58% участников
    42% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Подруга думы праздной, чернильница моя; Мой век однообразный тобой украсил я." (А.Пушкин) - перифраза.
    "Летят они, написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век." (М.Цветаева) - градация.
    "Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница." (А.Куприн) - метонимия.
    "Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые." (Н.Гоголь) - гипербола.
    "Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки." (О.Мандельштам) - сравнение.

  29. /30
    Вопрос 29 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)
    • Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)
    • Было горе, будет горе, Горю нет конца, Да хранит святой Егорий Твоего отца. (А.Ахматова)
    • Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)
    • Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы и еще 52%
    ответили правильно
    52% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    Текст 1: Средство выразительности - ирония. В тексте автор выражает свое отношение к должностям и службам, но использует обратную формулировку, чтобы показать, что на самом деле он не имеет возможности служить и не может наслаждаться преимуществами этого положения.
    Текст 2: Средство выразительности - оксюморон. В тексте используется сочетание слов с противоположным значением "величье низкое", чтобы вызвать чувство неожиданности и контрастности. Это помогает автору передать свою точку зрения на понятия, которые на первый взгляд несовместимы.
    Текст 3:Средство выразительности - лексический повтор. В тексте автор повторяет слово "горе" несколько раз, чтобы усилить эмоциональную нагрузку на слушателя/читателя. Это помогает передать настроение грусти и безнадежности.
    Текст 4: Средство выразительности - метафора. В тексте используется метафора "лебяжий пух", чтобы описать лести, которую женщина использует. Это помогает создать образ, который передает тонкость и хрупкость такого вида лести.
    Текст 5: Средство выразительности - перифраза. В тексте автор использует перифразу "первенцы свободы" вместо слова "люди", чтобы усилить эмоциональную нагрузку на слушателя/читателя и подчеркнуть важность роли, которую играют эти люди в обществе.

  30. /30
    Вопрос 30 из 30

    Соотнесите средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ТЕКСТЫСРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    • Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист. (А.Фет)
    • Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза, Зеленые – соленые – Крестьянские глаза! (М.Цветаева)
    • Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)
    • Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
    • Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.(Ю.Трифонов)
    Правильный ответ
    Неправильный ответ
    В вопросе ошибка?
    Вы ответили лучше
    70% участников
    30% ответили правильно
    на этот вопрос
    icon Пояснение к правильному ответу

    "Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист." - поэтический текст с использованием бессоюзия, которое создает ощущение неразрывности всех перечисленных объектов и их единства.
    "Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза, Зеленые – соленые – Крестьянские глаза!" - поэтический текст с использованием анафоры и эпифоры, что создает повторение одних и тех же слов для усиления их эмоциональной нагрузки.
    "Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля." - прозаический текст с использованием литоты и гиперболы, которые усиливают негативное отношение автора к ситуации.
    "Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище." - прозаический текст с использованием метонимии и метафоры, которые заменяют один объект другим для создания эмоционального заряда и яркой картины.
    "Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз." - прозаический текст с использованием парцелляции, которая создает неопределенность и некую загадочность в описании предков.

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Данный тест на тему “Средства выразительности (подготовка к ЕГЭ)” состоит из 30 вопросов, в которых необходимо соотнести средства выразительности с прозаическими и поэтическими текстами.

Средства выразительности являются важной частью русского языка и используются для улучшения восприятия текста, выделения его главных мыслей и эмоциональной окраски. В тесте предлагается определить, какое средство выразительности используется в данном тексте и в каком типе текста (проза или поэзия) оно наиболее уместно.

Тест ориентирован на учеников 10 класса, готовящихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, и поможет им улучшить свои знания в области средств выразительности. Кроме того, в процессе прохождения теста, учащиеся смогут более глубоко понять и запомнить определенные средства выразительности и их использование в различных типах текстов.

Средства выразительности, которые представлены в тесте, включают в себя такие как: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола, ирония, синестезия, повтор, анафора, эллипсис, инверсия, параллелизм, и др.

Данный тест на тему “Средства выразительности (подготовка к ЕГЭ)” поможет ученикам развить навыки анализа текстов и определения использованных в них средств выразительности. Результаты прохождения теста помогут учащимся узнать свой уровень знаний в данной области и выявить пробелы, на которые необходимо обратить внимание при дальнейшей подготовке к ЕГЭ.

Рейтинг теста

3.7

Средняя оценка: 3.7

Всего получено оценок: 81.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать - пройдите тест.

закрыть