Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

Стихотворение “Жизнь” – не самое известное в лирическом наследии Блока, но достаточно знаковое для его ранней лирики. Краткий анализ “Жизнь” по плану раскроет перед учениками 8 класса философский мир молодого поэта. Он может быть использован на уроке литературы при объяснении темы.

Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Жизнь.

История создания – стихотворение написано в 1899 году, когда Александру Блоку исполнилось 19 лет.

Тема стихотворения – смысл жизни, ее загадка и вечное течение.

Композиция – одночастная, произведение состоит из четырех строф, которые гармонично объединены общей идеей.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.

Метафоры“вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.

История создания

В 1899 году, когда было написано это произведение, его автор был еще студентом, но он уже задумывался о смысле жизни и искал ответы на свои вопросы в различных философских учениях. “Жизнь” – одно из самых ранних его стихотворений среди известных на сегодняшний день, оно многое говорит о таланте молодого человека и показывает вектор, на который он будет впоследствии ориентироваться.

Тема

Стихотворение посвящено извечной загадке бытия, его тема – сама жизнь. Поэт рассуждает не только о том, как именно она зародилась, и кто был ее творцом: он смотрит на ее загадку как обычный человек, стремящийся понять что-то о своем существовании. Он ищет ответ на вопрос до тех пор, пока не осознает, что сделать это невозможно. И в этом – основной смысл произведения.

Композиция

Тематически и композиционно цельное произведение структурно разделяется на четыре строфы.

В первой автор говорит о том, как человек относится к жизни – он старается как можно больше успевать, как можно больше попробовать, а все потому, что осознает конечность своего существования. Ему могла бы помочь разгадка извечной тайны бытия, поэтому он и задается вопросами, изложенными во второй строфе.

Люди спрашивают себя – являются ли они случайностью или, возможно, частью другого мира, отколовшейся от него по какой-то причине.

И в третьей строфе стиха Блок показывает, что основная проблема – это принципиальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал разгадку, найти ее ему все равно не дано. Все, что можно – это верить в то, что на тебе – печать творца этой жизни.

Завершается произведение мыслью о том, что все вечно – творец дает взамен ушедших лет новые. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь все равно продолжается, не высказывается прямо, но читается между строк.

Жанр

Это философское произведение, в котором Александр Александрович поднимает одну из самых волнующих человечество тем. Со свойственной молодости безапелляционностью он дает собственный ответ на столь сложный и глубокий вопрос.

Написано стихотворение ямбом, также использована перекрестная рифма. Такая простая форма – это сигнал читателю сосредоточиться на содержании.

Средства выразительности

Уже в ранней лирике Блока появилась характерная для него черта – насыщение текста тропами с высокой плотностью. В стихотворении “Жизнь” она проявляется очень ярко. Так, в нем использованы:

  • Эпитеты “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.
  • Метафоры“вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 5. Всего получено оценок: 2.

Предметы