Анализ стихотворения «Жизнь» Блока
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 7.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 7.
Стихотворение “Жизнь” не самое известное в лирическом наследии Блока, но знаковое для его ранней лирики. Краткий анализ “Жизнь” по плану раскроет перед учениками 8 класса мир молодого поэта. Может быть использован на уроке литературы при объяснении темы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Жизнь.
История создания – стихотворение написано в 1899 году, когда Александру Блоку было всего 19 лет.
Тема стихотворения – смысл жизни, её загадка и вечное течение; тематически относится к философской лирике.
Композиция – двухчастная: вопрос и попытка ответа; произведение состоит из 16 строк, которые гармонично объединены общей идеей.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.
Эпитеты – “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.
Метафоры – “вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.
История создания
В 1899 году, когда было написано это произведение, его автор был ещё студентом, но он уже задумывался о смысле жизни и искал ответы на свои вопросы в различных философских учениях. “Жизнь” – одно из самых ранних его стихотворений среди известных на сегодняшний день, оно многое говорит о таланте молодого человека и показывает вектор его дальнейшего развития.
Тема
Стихотворение посвящено вечной загадке бытия, его тема – сама жизнь. Поэт рассуждает не только о том, как именно она зародилась, и кто был ее творцом: он смотрит на её загадку как обычный человек, стремящийся понять что-то о своём существовании. Он ищет ответ на вопрос до тех пор, пока не осознает, что сделать это невозможно. И в этом основной смысл произведения.
Композиция
Тематически и композиционно цельное произведение по смыслу разделяется на две части. Первые 8 строк как бы формулируют вопрос: что есть жизнь? Вторая половина стихотворения – заключение о невозможности ответа.
Автор говорит о том, как человек пытается разгадать загадку жизни – он осознает конечность своего существования. Ему могла бы помочь разгадка извечной тайны бытия, поэтому он и задается вопросами, которыми закрывается первая часть стихотворения.
Лирический герой спрашивают – являются ли человек на земле случайным явлением или, возможно, частью другого мира, отколовшейся от него по какой-то причине.
Блок показывает, что основная проблема – это принципиальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал разгадку, найти её всё равно не дано. Всё, что возможно – это верить в то, что на тебе лежит печать творца.
Завершается произведение мыслью о том, что всё вечно – творец даёт взамен ушедших лет новые. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь всё равно продолжается, не высказывается прямо, но читается между строк. В этом и есть “начало и конец” жизни.
Жанр
Это философская элегия, в которой Александр Александрович поднимает одну из самых волнующих человечество тем. Со свойственной молодости безапелляционностью он даёт собственный ответ на столь сложный и глубокий вопрос.
Написано стихотворение четырёхстопным ямбом, использована перекрёстная рифмовка. Такая простая форма – это сигнал читателю сосредоточиться на содержании.
Средства выразительности
Уже в ранней лирике Блока появилась характерная для него черта – насыщение текста тропами с высокой плотностью. В стихотворении “Жизнь” она проявляется очень ярко.
- Эпитеты –
“мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”
. - Метафоры –
“вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”
.
Тест по стихотворению
- /7Вопрос 1 из 7
В каком году А. А. Блок написал стихотворение «Жизнь»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.